Юрья. Беларусь. Рагна.

Источник: paganko.ru

ŹmicierVuž

ŹmicierVuž

Хочу немного рассказать об инсталляции в этноцентре «Рагна», в создании которой имел честь принять также участие, и попутно поднять тему взаимодействия «старого-нового» в ритуальной практике.
Некоторым из вас я известен своим подходом «от Традиции», от которого я не отказываюсь. Тем не менее считаю, что:

  1. Искусство и магия неразделимы. Искусство — почти демиургическая работа: художник в процессе создаёт свой мир в рамках художественной композиции. К слову, алтарь — это та же композиция. Заговор — композиция. Храм — композиция. Топор у порога — композиция (в рамках всего дома). Ритуал — та же композиция, но изменяющаяся во времени и пространстве.
  2. В частных практиках следует исходить из того, что конкретно тебе нужно. Ты не обязан колядовать, но если тебе это нужно — ты это делаешь. Ты не обязан «женить Комин», но если ты чувствуешь, что тебе это нужно — ты это делаешь. Здесь же стоит и упомянуть, что достигается это не обязательно 100% аутентичным методом. Но, перед тем, как это делать, стоит сесть и очень-очень хорошо подумать, насколько это правильно. Традиция имеет свои правила, и для того, чтобы их понять, придётся попотеть. Ты можешь своими словами обратиться, скажем, к Огню. Но вот если ты обратишься к нему не просто так, как тебе удобно, но проанализировав и использовав традиционные приёмы в построении обращения, то пользы от этого будет больше. Снова повторюсь, наши предшественники были далеко не глупыми людьми, и пронесли и отшлифовали эти принципы десятками и сотнями поколений.
  3. Да, я считаю, что подобные «арт-ритуалы» имеют место быть. Они хороши в плане искусства и не навязывают себя. Если кто-то в него вложится и она сработает — ещё больший плюс. Однако не стоит включать их в религиозную практику — вполне вероятно, что мы до сих пор многого не знаем о всех аспектах существующих ритуалов и обрядов. А у художника и жреца немного разные степени ответственности. «Художник так видит» (хотя и в случае конкретной инсталляции провелась достаточно обширная исследовательская работа, с привлечением специалистов), а вот со жреца можно и спросить.

черточка

Юрья

Весенний Юрья знаменует собой начало настоящей весны. Именно с этого дня, как считали почти везде, начинала куковать кукушка.
В этот день Юрья отмыкает землю ключами. Крестьяне просят Юрью, чтобы тот посодействовал богатому урожаю. С этой целью они выходят с песнями и жертвенными блюдами осматривать свои взошедшие поля. Хозяин выносит на поле каравай с прошлогодней муки и смотрит, закроет ли его новая поросль. Это свидетельствует о богатом урожае. На концах поля закапывали кости с великодных блюд, чтобы не росли сорняки, а на севере Беларуси ставили освященную вербу как оберег от молнии.
С Юрьем также связывается и первый выгон скотины. Стараются выгнать её как можно раньше, чтобы животные угостились травой с юрьевской росой, что обеспечивает ей здоровье и плодовитость. Временами и люди качаются в росе, чтобы получить здоровье на целый год. Особенно эта роса помогает при глазных заболеваниях.
Перед порогом хлева закладывают многочисленные обереги, чтобы оберечь скотину и обеспечить её возвращение домой — пояс, замок, нитки, яйца, топор и т.д. Юрья замыкает пасти волкам, но в то же время определяет каждому хищнику его добычу. От того Юрья считается и повелителем волков.
Густой юрьевский дождь также свидетельствует о том, что вырастет густая и высокая пшеница.

Издревле искусство и магия существовали неразрывно. Люди чувствовали, что, упорядочивая пространство, предметы и действия человеческого масштаба, можно добиться того же и в масштабах Вселенной, и эстетическое удовлетворение — одно из проявлений того, что человеческое и космическое движутся в унисон.

 

Именно с этим пониманием мы предлагаем Вам очутиться в центре юрьевского сюжета, при этом не в качестве зрителя, но в качестве актёра.

OfOuPrZkWdQ

 

Урожай не обязательно меряется огурцами.
Сегодня, в информационную эпоху, урожай может вымеряться достатком, защитой проекта, изобретением — всем, что нужно «взращивать», для чего нужно работать. Заложивши зерно-идею, мы много работаем, чтобы в конце получить конкретный результат, «пожать плоды».

Предложенное действие — не аутентичный обряд, но имитация сюжета «добычи благополучия». В основе заложены настоящие мифологемы здешней Традиции. Данная инсталляция, прежде всего, — арт-объект, но каждый может заложить в действие свой смысл.

Инсталляция начинается со входа, который маркируют четыре предмета — изображения ключа, яйца, коня и рога. Они олицетворяют общий смысл действия.

Многочисленные аутентичные песни и заговоры начинаются с символического упорядочивания мира. Естественно, мы пошли этим же путём и разделили инсталляцию на два пространства. Первое — природное, дикое, неупордоченное человеком. Перед действием в этом пространстве Вас встречает строй волков с отомкнутыми пастями. Юрья — повелитель волков.
Весной он замыкает им пасти, определяя
каждому конкретную жертву.

Дикое пространство сменяется полем.
Традиционно Юрью просят о добром урожае, ибо Юрья связан с земной плодовитостью. В этот день земледельцы выходят осматривать свои взошедшие поля и просят Юрью о помощи. Мы отделили дикое и культурное границей из символичных изображений неба и земли: облака, насыщенные влажностью и молодое жито, покрытое росой. Считается, что юрьевская роса облажает магическими способностями и даже может лечить людей.

Сами формы взяты с аутентичных наличников.

Поле крестом «разбивает» дождь, а по центру — символ молнии, искорки, которая в своё время зачала Мир. Таким образом, это пространство иллюстрирует архаичный сюжет оплодотворения Земли Небом.

OfOuPrZkWdQ

Поле по краях маркируют четыре горшка. Традиционно на Юрью закапывают в землю определённые предметы-жертвы, чтобы получить хороший урожай или оберечь стада. В нашем случае, горшки — символ лона Земли, и здесь начинается действие.

Горшки окружают «предметы-жертвы»: ключ, яйцо, конь и рог. Закладывая о очереди каждый из них, «актёр» символично повторяет сюжет добывания благополучия, «урожая».

Ключ — символическая подготовка почвы. Юрья открывает ключом землю, после чего она родит. Каждое дело начинается с планирования, подготовки. Именно «отмыкание», зачин — один из самых ответственных моментов.

Яйцо — символ спрятанной жизни, семени. Может приниматься за мечту или идею, которую нужно «посадить», «взрастить», чтобы получить конкретные «плоды».

Конь — активное мужское начало. В юрьевских песнях конь разбивает копытом камни, после чего земля родит. Здесь это — активная работа над идеей.

Рог — символ достатка и благополучия. Это тот «уражай», который Вы должны получить на выходе.

rURCIJupcLwq4bg2EtRFh0

Возвращяясь с поля, Вы минуете строй волков с уже замкнутыми пастями

Кроме того, в горшки можно положить в добавок и то, что вы хочете в результате получить: предметы-символы, записки, деньги — символы Ваших будущих плодов.

Желаем Вам несимволического урожая!

Статьи по теме:

О ньюфагах, мечтах и идейности. Источник: paganko.ru Пока пишу материал о родноверах решил сделать...
Путь, убивающий нас: разговор о науке и религии Часть 1 Я люблю того, кто живёт для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так хочет он своей гибели. Ф. Ницше Помимо приведённой цитаты у Ницше есть и другие бессмертные слова: «Падающего толкни». Порой наше падение так замедляется, что и впрямь тре...
Летнее солнцестояние Алтарное покрывало и свечи должны быть белыми. Круг может быть украшен летними цветами, фруктами, зелеными ветвями и другими соответствующими событию вещами. В южной четверти стоит котел, наполненный водой, а рядом с ним – кропило. На алтаре должна помещаться дополнительная большая свеча, которую не...
Ясень (The Ash-tree) Роберт Кокрейн (Рой Бауэрс, 1934 — 1966) Ясень(The Ash-tree) Я то, кем вы меня считаете,Я то, за что вы себя почитаете.Я – это я, а ты – это тыИ так и будет…до времени.Я Малиновка – и не только.Я – то, что не имеет формы,Я – то, что не имеет силы,Хотя и форма, и сила – я.Я – любящая и возлюбленная,Я...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *