Воспоминания о викке в России. История развития викки в РФ в воспоминаниях очевидцев.

В данной статье представлены точки зрения разных людей, некоторые из которых могут не совпадать с моей, помните об этом читая статью. Я не стала редактировать слова людей, ибо считаю наличие различных точек зрения очень важным для объективного представления.

Благодарю за помощь и воспоминания:

  • Адама Терона
  • Евгения Синютина
  • S.R, основателя ковена «Ивовая Лощина»
  • Алексея Дмитриева ака Затворник (информация включена в мой рассказ)
  • Киру Бархаева (информация включена в мой рассказ)
  • Анну Попову (Аннель)

История полна искажений. Это нормально. Каждое новое поколение имеет свою историю, и если не находится тех, кто готов рассказать о прошлом – история забывается.

Многие виккане сейчас вообще без понятия, как творилась история викки в России. Надо отметить, что, скорее всего, я в их числе. Проблема в том, что я не историк, я не религиовед, я просто рядовая викканка. Но я знаю, что на сцене викканских активистов раньше были другие люди, и мне кажется важным, чтобы их имена не забывались.

Итак, сегодня вы сможете прочитать воспоминания нескольких людей о викке в России и о том, как же все начиналось.

Мои воспоминания:

Я стала викканкой в 2000 году, купив книгу Сильвер Равенвольф «Юная колдунья или магия для тинейджеров». Долгое время моя практика была предельно одиночной по причине отсутствия интернета в моей жизни. А когда он появился, я еще не особо хорошо умела гуглить, да и вообще в те времена, когда еще не существовало соцсетей, все считали, что они единственные такие во всей России (кстати и сейчас такие люди попадаются).

Но пришел 2006 год – появился «Вконтакте» и, как ни странно, это стало точкой бурного расцвета викки в России. Тогда информация о викке начала распространяться быстрее, чем когда-либо, единомышленников стало найти легче, пусть даже не собраться в реальности, но хотя бы общаться в интернете – это уже был прорыв.

В те времена на викканской активисткой сцене мелькали такие имена как Эчисера, Аннель, Риола, Лео Гринвуд. Это те, кого я помню, хотя и допускаю, что и до них были активисты, и в их время был кто-то еще.

uz8zYK7kmcU

На фото в центре: Эчисера и Фиалкора. Примерно 2002 год

Сайт Эчисеры – до сих пор существует в интернете, хотя и несколько заброшен. Но между тем до сих пор там можно найти большое количество полезной информации для виккан всех возрастов. Этот сайт существует в интернете с 2004 года, и на данный момент пожалуй один из древнейших. А до 2004 года он существовал на бесплатном хостинге narod.ru, так что вы можете представить, насколько давно Эчисера вела свою активную деятельность в сфере викки. Так же Эчисера под другим своим именем – Рейвен Арадия – совместно с Азукаром вела сообщество Children of the Moon на LiRu. Именно в таких сообществах виккане впервые знакомились, начинали переводить, обкатывали первые мысли в отсутствии привычных нам соцсетей.

Далее, мне кажется, нужно упомянуть Аннель, которая создала первый в России викканский интернет-магазин, который определенное время был просто вне конкуренции. Это сейчас у вас есть выбор из 10-15 эзотерических магазинов в интернете (это если не считать мелких интернет-лавочек), плюс до пяти магазинов которые существуют в реальности. Раньше вам бы повезло, если в вашем городе есть магазин какой-нибудь духовной литературы, где народ увлекается йогой и биоэнергетикой. И то не везде такое было. Аннель открыла викканам возможность украшать свои алтари предметами викканского обихода с символикой. Помимо этой деятельности Аннель так же вела сайт о викке: переводила статьи, писала свои эссе, а так же создала там раздел викканских знакомств.

Лео Гринвуд так же вел свой сайт о викке, с уклоном в кельтское колдовство, но с ним я не была особо знакома.

Лео Гринвуд. Фото с deviantart

Лео Гринвуд. Фото с deviantart

С появлением «контакта» не только простые виккане смогли найти друг друга, но и активисты смогли получить возможность для реализации совместных проектов. Так в 2007 появился русский вариант сайта Witch Vox – где российские виккане переводили статьи зарубежных коллег и писали свои статьи.

На просторах интернета и сейчас можно найти некоторые отголоски прошлого. Например, вы можете узнать что в 2008-2010 издавалась печатная газета Венеэфика – ее издавали представители ковена «Ивовая лощина», которую вы можете знать как первый зарегистрированный ковен в России.

88539719

Дом Ивовой Лощины. Фото с сайта газеты Фенефика

Ну и конечно на фоне расцвета соцсетей и сопутствующего развития викки потихоньку начинали собраться группы, ковены, общины. Это были лихие 2008-2009, и мы собирались как могли.

Это те проекты, которые я лично помню и лично знаю, но так же нужно отметить, что не они одни существовали, было еще много всего.


Мне повезло найти в интернете человека, который помнит чуть более далекую историю викканского прошлого. Надо отметить что самая первая волна виккан не звалась викканами, и даже собственно практиковала не только викку. Викка была скорее составной частью их практики. Но они стояли на рубеже, и их тоже не стоит забывать.

Своими воспоминаниями со мной поделился Адам Терон:

…расскажу все, что помню.

Я в Рунете с 2003 года. Тогда сайты о магии и викке стали активно возникать, как грибы после дождя. Это были простые, аляповатые, кустарные сайты зачастую. Так как не было еще бесплатных шаблонов для сайтов. И люди в основном делали все своими руками. Кто вкладывал в это деньги, а таких было единицы, имел сайт приличней. И если у тебя есть форум, то ты имел больше веса.) Открыто о викке тогда говорили в основном подростки, так как те, кто взрослее, предпочитали позиционировать себя шаманами и магами. В те времена было несколько столпов. Я помню Дину Ши, ее сайты. Она держалась особняком. Была тогда зрелой женщиной, и на нас, а тогда я был подростком, смотрела сверху. Она собирала тренинги и семинары исключительно для женщин и девушек. Помогала людям, занималась шаманизмом. Бывало и за деньги. Была ли она связана с виккой? Скорее да, чем нет.

Дина Ши и ее ковен я наблюдал примерно до 2010 года, затем я однажды просто не смог найти ее сайт. А обилие наслоившейся информации вытеснило ее. Но можно попробовать прогуглить ее по имени, может что осталось.

ce92c701068738ef1729c1248aa2d35c-1

Дина Ши. Скриншот из телепередачи «Необъяснимо но факт»

Параллельно с этим существовал проект Башня Магов. Крупнейший в Рунете проект по магии и непознанному. Наверяка тоже что-то осталось от него, стоит погуглить. Все виккане и шаманы того времени так или иначе оставили там свой след.

Залисса, мир ее праху. Имела собственный сайт и форум. Работала с населением, шаманка. Викка была ей не чужда. Трагически и внезапно погибла лет 8-10 назад. Судьба ее ковена мне неизвестна.

Из молодого поколения виккан хорошо помню Ойххо. Тогда, почти все кто позиционировал себя викканами были подростками. У нее на сайте встретились однажды человек 8 виккан и решили сделать журнал «Полет на метле». Журнал просуществовал около полугода. Каждый желающий мог опубликовать там статью, после нашей редакции. Зау Таргиски также занималась шаманизмом и активно писала тогда статьи и общалась на форумах и в чатах. Но была она из старшего поколения. Соит… знаменитый «сайт Соит»

__rs8dWKmNc

Oixxo. Фото из сосетей

Да. Первая волна виккан стыдилась называть себя викканами. Так как считалось, что это «розовые сопли» и слабенькие ритуальчики, для детей. Затем мнение постепенно начало меняться…

Ага.) «Махровые» практики того времени постепенно распробовали шаманизм. А вслед за этим и викку.

Соит я видел лет 5 назад, случайно, на тв3. Давала интервью как эксперт)

В основном, сайты подростков виккан того времени были заброшенные и малопосещаемые. Там содержалось с десяток статей, несколько ритуальчиков, гостевая, форум, и место, где все старались оставить о себе информацию. Чтобы познакомиться и найти единомышленников. Случалось это очень редко.

В то время был такой феномен в Рунете, как школа Хогвартс. Их было несколько. Молодые ребята, насмотревшись первых серий Гарри Поттера, неистово хотели повторить его путь. Ну или хотя бы приобщиться к этому загадочному миру. Спрос рождает предложение. Появился хогвартс в сети. Десятки и сотни детей устремились за виртуальные парты на уроки магии и волшебства. Само собой встал кадровый вопрос. Часто виккане подростки становились учителями в тех Хогвартсах. Это 2003-2007 года… Удивительно, были и те, кто, пройдя эту школу как ученик, мог приобщиться к викканской традиции. А затем самостоятельно начать искать литературу по викке и единомышленников.

Но викка была не только в сети интернет. Начиная с 2000 года, викка активно начала шагать не только по РФ, но и странам Снг, даже в таких как Казахстан, Узбекистан и другие. Русское население живо воспринимало это учение. В основном, конечно, это были солитари. Мне посчастливилось в свое время, лет 15 назад, стать участником Эсбата в Узбекистане.»


Анна Попова известная в свое время как Аннель и уже упоминавшаяся в тексте выше ответила на несколько моих вопросов:
ZB5QxIWGfRs

Анна Попова (Аннель) фото из соцсетей.

  • Как вы начали свой путь в викку? Откуда узнали про нее?

Был такой журнал «Сериал» и в нем был раздел про Зачарованных. В одной из небольших заметок упоминалась викка и мне понравилось, что она описывалась как неоязыческая религия. Через какое-то время я решила поискать информацию о ней в интернете и вышла на существовавшие тогда сайты. Потом купила книги Скотта Каннингема. На тот момент у меня было ощущение, что я нашла «свою» религию.

Приложение от редактора: Интервью с тремя ведьмами из журнала «Сериал» 2003 года

  • В какой период начали свою социальную активность в викканской среде (создание сайтов, групп, попытки организации встреч и т.п.) – какого вида активность была (вели сайт, группу или еще что-то)?

Я не помню какой это был год, примерно 2004 или 2005 (когда я узнала про викку). Сначала я не проявляла никакой активности, потому что владельцы тех сайтов, казались такими знающими, мудрыми и недостижимыми. Чуть позже я завела дневник на ли.ру и познакомилась там с Эчисерой. Со временем узнавала больше о викке становилась увереннее в своих познаниях. Насколько я помню, идея о своем сайте (annelle.narod.ru) появилась со статьи на какую-то языческую тематику в каком-то журнале, которую мне хотелось опубликовать в интернете. Постепенно стали накапливаться материалы, я начала переводить статьи с английского. Я не помню, с чего началась идея о «поиске единомышленников», но со временем на сайте стали появляться анкеты виккан из разных городов, ищущих других виккан в своем городе. Какое-то время я была администратором в группе «Викка» во вконтакте (тоже не помню, как я туда попала). Были свои группы. Организовала и группу для виккан Саратовской области. Даже нашлось несколько человек и мы встречались несколько раз (правда, особо дальше разговоров в кафешке дело не дошло). Потом все постепенно стали «отваливаться». Даже после того, как я перестала причислять себя к викканам, я была готова передать группу кому-то другому, но какой-то активности я там давно не видела.

  • Есть ли какие-то персоналии, которых вы считаете своими предшественниками викканского движения в России (т.е. те кто делал разные проекты о викке еще до вас)

Когда я только узнала о викке, были сайты Золотая Метла, сайт Эчисеры и еще один сайт, который я даже не помню, как назывался, но от кого-то из «старинных» виккан. Эчисера мне была ближе всего, потому что мы с ней непосредственно общались и даже как-то виделись вживую.


Так же своими воспоминаниями о днях прошедших поделился Евгений Синютин:

Вот собственно и предался воспоминаниям. Я стал активным пользователем интернета году эдак в 1999-2000м, уже тогда были сайты таких людей как Зау Таргиски (богатый сайт по Таро и магии в целом, был хороший форум с множеством дискуссий, сама Зау — очень светлый человек!) — сейчас есть он же возрожденный, сайт Дины Ши (в оригинале — Daene Sidhe) (общались с ней часто, потом повздорили, потом вроде снова общались.))) — сейчас она тоже сайт возродила и кажется платные уроки ведет, был сайт Пряхи Ветра Галины Бедненко (как-то чуть было не встретились с ней в реале, но не срослось, сайт кажется в основном по рунам и таро был), автора ты должна знать, она издала довольно много книг.

Зау Таргиски. Фото с ее официального блога

Зау Таргиски. Фото с ее официального блога

Был еще сайт — Залисья норка, но там какая-то темная история с хозяйкой вышла, я одно время с ней общался, потом как-то не до инета было. Пытался снова ее найти, были слухи по инету, что в живых нет хозяйки — инфа только по слухам и 100% доверять ей нельзя (вдруг жива-здорова)!

С Фиалкорой я, кстати, познакомился еще в аське, когда и сайта-то никакого у нее не было, общались по ремеслу нормально, потом, когда она сайт сделала, ее посетила звездная болезнь, в последнее время была печально известна среди «старого» поколения своим рвением изобрести чисто «украинскую» викку. Из знакомых сейчас мало кто с ней общается.

Сайты Аннель и Эчисеры смотрела уже в основном моя жена, я как-то от сайтов (а главное — форумов) по магии в то время уже уставать начал. По ее отзывам работу девушки проделали большую, хотя в то время это уже начало становится заработком, а не духовным поиском. Вот наверное и все пока что.

Понимая, что его точка зрения может вызвать негодование, Евгений попросил присылать свои вопросы и мнения ему лично вконтакте или на почту.


Так же мне повезло, и на мою просьбу поделиться воспоминаниями ответил S.R — основатель ковена «Ивовая Лощина».
  • Как вы начали свой путь в викку? Откуда узнали про нее?

Я начал свой путь в Викку в 14 лет, тогда ещё не совсем осознанно, с изучения различных средневековых оккультных практик. Но постепенно начал понимать, что меня мало интересуют демоны, а больше привлекает так называемая «деревенская магия» и работа с силами природы. То чего я не мог найти в классическом оккультизме, я додумывал. Живя всё лето на природе, работая на земле, сложно не проникнуться циклами, которые диктует аграрный год, и примерно лет в 15 мне попалась книга Полин Кампанелли «Возвращение языческих традиций», она-то всё и расставила на свои места. Тогда я впервые осознал себя викканином и понял к чему я шёл. Мой личный опыт и опыт семьи Компанелли сформировали моё сегодняшнее представление о Викке, которое невозможно рассматривать в отрыве от земли, по иному выразившись — Викка — это не то, чем стоит увлекаться в квартире, это то, чем стоит жить, работая на своей земле. Для меня Викка — это современное, базирующееся на традициях прошлого, аграрное неорелигиозное течение.

x_776fb9c0

Газета «Венефика»

  • В какой период начали свою социальную активность в викканской среде (создание сайтов, групп, попытки организации встреч и т.п.) – какого вида активность была (вели сайт, группу или еще что-то)?

В 2004 г. мы собрали первый ковен, позже начали его регистрацию. В 2008 году я начал выпускать газету «Венэфика», был ещё сайт газеты, но в то время всё стоило немалых денег, мне было чуть за 20 и о викке мало кто знал, так что все те проекты были слишком рано начаты, так я теперь думаю. Но мне очень хотелось об этом писать. Сейчас, будучи теоретиком в области народной культуры и имея степень магистра по археологии, я на многие вещи смотрю по другому, думаю в будущем можно сделать более глубокое издание по Викке, чем «Венэфика».

  • Есть ли какие-то персоналии, которых вы считаете своими предшественниками викканского движения в России (т.е. те кто делал разные проекты о викке еще до вас)

На ум приходит только Annel (на счёт правильности написания могу ошибаться).


Резюме

Итак, что мы узнали прочитав все эти воспоминания:

  • развитие интернета стало очень сильным подспорьем для развития викки в РФ
  • особенно большой толчек к развитию викка получила после появления сети Вконтакте (именно ее, а не любых других… вот такое интересное совпадение)
  • по началу те, кто давали какую-то информацию о викке, и те, кто практиковали ее, не были викканами — они компилировали разные магические техники, в том числе и викку. Те, кто все же практиковал только викку, — не называли себя викканами, потому что на первых парах это считалось магией для подростков, а споры в интернетах в те времена были намного жестче. То есть в определенном периоде невозможно отделить викку от других ветвей магии и экстрасенсорики, но между тем этот период так же важен для развития викки в РФ.
  • Как свидетель определенного куска истории викки в РФ, я могу сказать, что для меня история викки разделилась (на данный момент) на два этапа — до создания Союза Виккан России и после. Разделяю я так по активности развития викканских сообществ. До СВР развитие было постепенным и не очень быстрым, в основном это были личные проекты. После СВР всего за четыре года началось образование большого количества открыто заявляющих о себе общин по всей России и можно сказать что где-то с 2011 года начинается выход виккан из онлайна в офлайн для реального общения (по этому периоду мы напишем отдельную статью)

Послесловие:

Я даже не сомневаюсь, что мы что-то пропустили и кого-то не упомянули, поэтому, друзья, если у вас есть свои воспоминания о раннем периоде развития викки в России, если вы помните имена, сайты, блоги или у вас просто есть истории о том, как все это было, — пишите в комментариях. Уверена, это не последняя статья на тему истории викки, и , возможно, кто-то сделает ее в более исследовательском духе, и ваши подсказки могут сослужить хорошую службу тем кто ищет.

То, что еще можно найти:

Источник: wiccanscrolls.ru

Статьи по теме:

Оставить ответ