Викка: учение и обучение

with Комментариев нет

Навигатор с прыгающей по карте Чикаго стрелкой доставил меня к дверям со знаком «Ordo Templi Orientis», чем привёл в некоторое замешательство. «Какие-то странные виккане», — думается мне. Облезлые двери первого этажа жилого здания на самом севере города, по соседству с пунктом передержки домашних животных и небольшим кафе. Витрина занавешена чёрными шторами, на ней самой — афиши грядущих событий, изобилующие цитатами из Кроули и масонской символикой. Я явно ошиблась дверью.

Впрочем, страхи мои развеялись, стоило мне заглянуть внутрь.

Приверженцы религии викка всего-навсего арендуют у «коллег» помещение, к чему сами относятся с некоторым юмором: «Мы не снимаем их символику со стен во время наших ритуалов, потому что за снятие они просят арендную плату в три раза выше», — говорит Марти, директор и ведущий преподаватель школы викка.

Пока я ожидала начала занятия, сидя на стуле, я беседовала с Кристал, викканкой, которая хочет принять участие в ритуале. Мы говорим о роли язычества в США, хотя времени на разговоры довольно мало:

— Кто-то выбирает христианство, кто-то атеизм, — говорит моя новая знакомая, — а нам нравится верить в то, что мы до сих пор связаны с силами природы — и можем говорить с ними. В Америке довольно много язычников, а это значит, что люди, добровольно выбравшие такое вероисповедание, должны иметь равные права с представителями других религий. В частности, в сфере военных похорон, где правила захоронения погибших при исполнении очень строгие, мы добились того, что среди знаков, которые официально дозволено наносить на гроб и надгробие, теперь есть пентаграмма. Конечно, язычники язычникам рознь, но это хотя бы что-то.

Наступил урочный час, руководство удалилось, чтобы не мешать, остались только преподаватель Джейсон Фаваз, студенты — и я. Впрочем, ходу занятия моё присутствие ничуть не вредило: урок проводился в форме дискуссии, где каждый был волен высказать своё мнение. Тема занятия — сущность Богини. Джейсон снова и снова повторял: «Я никому не навязываю своё мнение. Я не хочу ни в чём вас убеждать. Ваше мнение такое же правильное, как и моё», и это помогало ученикам смелее излагать свои мысли.

После беседы наступило время обеда перед ритуалом, и мне удалось взять у Джейсона интервью.

 

— Как давно существует ваша организация?

 

— Шесть лет. Её учредил Марти Кауч в 2008 году. Она называется Центром стихийного духа и посвящена изучению конгрегационной викки. Центр действует на территории США, в Чикаго, штат Иллинойс. На данный момент наша программа имеет три года с последовательным получением степеней бакалавра, магистра и доктора специальных наук и искусств по викке. Получение последней степени также означает получения верховного жреца или жрицы.

 

— То есть, это формальное обучение?

 

— Да, у нас есть обязательный для прочтения список литературы, студенты выполняют задания, проходят аттестацию, а в конце пишут диссертацию.

 

— А что лично вас привлекает в данном коллективе?

 

— Пожалуй — хорошая дружественная атмосфера, возможность поделиться опытом, поддержка людей, близких по духу.

 

— В основе традиции викка лежит концепция о Боге и Богине как первоосновах мира, которые олицетворяют мужское и женское начало. Это всё, что известно о них?

 

— Не совсем верное утверждение. Бог и Богиня могут олицетворять мужское и женское начало, однако на высшем уровне они бесполы. Фактически — это чистые потоки энергии, которые противопоставлены друг другу.

 

— Похоже на понятие ин и янь.

 

— Да, эта концепция очень близка к пониманию Бога и Богини. Они имеют одинаковые происхождение и природу, т.к. являются порождениями Великого Духа, однако обладают разными характеристиками. Вкупе они создают равновесие в мире.

 

— В ритуалах и заклинаниях виккане часто обращаются к богу и богине по имени, причём имена разные. Какое из них «настоящее»?

 

— Как я и говорил ранее, в высшем своём проявлении боги бесполы и не имеют имён. Мы же используем имена Кали, Исиды, Астарту, Иннаны, Дианы и так далее, потому что хотим привлечь в свой ритуал силу определённого аспекта. Разные народы давали разные имена одним и тем же явлениям, потому ведьма использует то имя, которое ближе к ней. Общего для всех стандарта не существует: магия — дело сугубо личное, индивидуальное.

 

— К слову о магии: все ли виккане практикуют её?

 

— Викка — это прежде всего религия и только потом — магия. Среди виккан есть много тех, кто просто верит в Бога и Богиню, однако не является ведьмой/ведьмаком.

Кроме того, следует различать практику магии и церемониал в викке. Большинство церемоний проводится только ради того, чтобы сказать спасибо богам и духам не прося ничего взамен.

 

— Стремится ли ведьма подчинить волю богов, духов, когда колдует?

 

— Нет. Она призывает те или иные сущности в качестве помощников, дающих силу, но подчинить их себе не может. К тому же всегда существует опасность, что дух сочтёт обращение недостаточно вежливым и откажется являться. Или явится кто-то нежданный. Именно для этого перед началом любого ритуала мы медитируем, чтобы очистить мысли от дурных намерений, а потом выметаем «сор» и очерчиваем круг вокруг места проведения обряда.

 

— Какой ритуал вы планируете провести сегодня?

 

— Это ритуал подготовки к первой жатве. Сегодня — день равноденствия, к тому же — день отца. Сильный день.

 

— Что вы будете делать?

 

— Мы произнесём молитву богам, духу и стихиям, после освятим еду и напиток, после — разделим трапезу.

 

— Что за предметы находятся на алтаре?

 

— Символы Бога, Богини, Великого Духа, а также символы элементов стихий (они соответствуют сторонам света). Это обязательные составляющие алтаря для обряда, однако с выбором формы можно импровизировать.

Кроме того, на алтарь ставится еда и питьё. Обычно это фрукты, хлеб и вино, но мы принципиально не используем алкоголь в ритуалах, поэтому в чаше виноградный сок. Опять же, строгой формы для подношений нет.

Если участвующие хотят зарядить свой амулет, то они также кладут его на алтарь на время обряда.

 

— Как часто вы проводите подобные ритуалы?

 

— Так как мы — учебная организация, то подобный ритуал мы проводим почти каждую неделю. Обычно же они проводятся согласно лунному календарю или во время наших праздников.

 

— Кто может участвовать в ритуале?

 

— Любой желающий. Перед началом мы всегда рассказываем, что мы будем делать, объясняем, что находится на алтаре, объясняем значения действий.

 

— Что такое ковен?

 

Ковен — это устоявшаяся группа ведьм со своей иерархией. Однако мы не являемся ковеном, хотя многие из нас знают друг друга уже довольно долго. Тем не менее, мы проводим набор студентов, а также рады любым вольным слушателям.

 

После интервью в помещение вернулись «старшие» — директор Кауч и ученики-второгодки — и начался сам ритуал. Ему предшествовала медитация, в которой «ведущий», всё тот же Джейсон, призывал обратиться к каждой из стихий поочерёдно и с их помощью очистить сознание от переживаний, негативных эмоций (сжечь огнём, закопать в землю, развеять ветром и смыть водой), настроиться на ритуал.

Затем требовалось подумать о том, с чем у собравшихся ассоциируется понятие урожая. Желающие делились своими мыслями с остальными. Со стороны это было похоже на светскую беседу: обсуждение работы, покупки машины, предстоящего отпуска.

В какой-то момент воцаряется тишина: всё уже сказано, пора действовать. Виккане встали в круг. Мне объяснили: всё движение от начала до самого завершения происходит по часовой стрелке — по ходу движения солнца, чтобы круг замкнулся.

Джейсон взял с алтаря благовоние, к нему, двигаясь посолонь, подошёл каждый из стоящих, его окуривали — очищали от дурных мыслей ещё раз — и благословляли на участие в ритуале. Когда круг был завершён, «дежурная» девушка взяла метлу и подмела пол вокруг стоящих, после этого — очертила круг: не мелом, но куском горного хрусталя.

Следующим этапом произошло приглашение в круг стихийных духов. Каждый из них приурочен к определённой стороне света, куда поворачиваются лицом во время призыва участники. Для новичков и тех, кто забыл, предоставляли «шпаргалки» — листочки с печатным текстом стандартного призыва, который требовалось прочесть трижды ответственному за «своего» духа. Так, я сама решила поучаствовать — и вызвалась пригласить в круг духа земли. Мне следовало сначала взять с алтаря камень, символизирующий данную стихию, обнести его по часовой стрелке вокруг собравшихся, встать лицом на север, трижды прочесть призыв и таким же образом вернуть камень на место.

После — позвали Бога, Богиню и Высокого Духа — их звали, беря «их» предметы в руки поочерёдно, стоя лицом внутрь круга.

Когда все «гости» были в сборе, произошла молитва. Опять последовало объяснение: «В начале мы благодарим богов за то, где они нам уже помогли, а потом — просим чего-то, если это необходимо». Каждый высказал свою молитву в круг, в завершении каждой следовало хоровое «So mote it be» («Да будет так»).

Когда и этот круг завершился — с алтаря взяли печенье и сок, еду посвятили Богу, напиток — Богине, тарелку и чашу пустили по кругу, передавая их, говорили: «Blessed be» («Будь благословен»), и им отвечали «Взаимно».

Когда опустевшие сосуды вернулись на алтарь, собравшиеся спели гимн Богине, хлопая в ладоши. Тут тоже было дано пояснение: «Обычно мы водим хоровод, когда поём, но здесь слишком мало места».

Завершился ритуал действиями в обратном порядке — благодарили за присутствие Бога, Богиню и Дух, отпускают по очереди всех стихийных духов, после куском хрусталя разомкнули круг. Волшебство закончилось. Все разошлись.

 

Было занятно наблюдать расхождение между классическим представлением о ведьмовских ритуалах, которые навязываются популярной фантастической и эзотерической литературой: здесь много смеялись, много объясняли, большое значение придавали символическому характеру предметов на столе и не заостряли внимания на конкретной форме. «Главное — то, что ты чувствуешь, а не как это выглядит», — сказала по этому поводу пожилая ведьма по имени Мишель.

Я не знаю, что мне принесёт участие в этом ритуале — и принесёт ли что-либо из того, что было сказано в кругу, но знаю точно: общение с викканами уже принесло хорошее настроение и вдохновение. А разве оно само по себе — не есть маленькое ежедневное чудо?

Гулак Анна Александровна

http://samlib.ru/g/gulak_a_a/vikka.shtml

Статьи по теме:

Оставить ответ