Тройственный викканский символ веры и его толкование

Источник: veris-sacri.livejournal.com
1. Мать

ἀρχὰ καὶ πάντων γέννα
πρεσβίστα κόσμου μἀτερ
καὶ νυξ, καὶ φῶς, καὶ σίγα

древняя и породившая все
старейшая мира матерь
и ночь и свет и молчание

(Мезомед, ΙΙ в., Гимн к Рее, 1-3)

ἀρχὰ
Ее главный атрибут – в том, что Она была до нас. Она – суть то, что было до нас, наш контекст. И если мы удостоены жить, дышать и проявлять себя хоть в чем-то – это по Ее милости.
Это значит, что Она нас любит.

καὶ πάντων γέννα
Нет ничего, что не породила бы Она – а, значит, все мы братья и сестры. Это значит, что все мы равны перед милым Лоном, единственной Родиной всех нас.
Нет никого, не рожденного Ею – не исключая и Бога, нашего Господа.

πρεσβίστα
Она – Старейшая, а потому Почтеннейшая. Она достойна нашего поклонения, наивысшего сосредоточения нашего усилия памяти и внимания, ибо вынесла больше, чем все мы. Она вынесла, выносит и будет выносить все, что происходит во вселенной.

κόσμου μἀτερ
Она родила нас всех – то, что мы называем вселенной. Сама Она – в ней, но и за ее пределами. Она больше космоса, но Она его Мать – и, значит, Она любит нас. Всех нас, во всем нашем безобразии, нашей муке, нашем становлении. Мир, рожденный Ею, нельзя презирать, нельзя отбрасывать как что-то незначащее. Это Она – Желанная Всем – его Мать.

καὶ νυξ, καὶ φῶς, καὶ σίγα
Она явлена нам в трех ликах – Той, какой была до нашего рождения (Ночь), нашей Матери (Свет) и того, что для нас наступит после (Молчание).
До нас мы ничего не можем сказать о Ней. Она темнее всякой ночи, Она – безвестное, Она – неизреченное.
Пока мы суть, мы видим свет – или чувствуем, или слышим звук, или обоняем, или осязаем – как-то воспринимаем Ее. Весь наш данный опыт – Она – наша Мать, наша Возлюбленная, наша Цель, наша Жизнь.
То, что наступит потом, мы не знаем – как не знаем, что было до нас. Но наша лучезарная надежда, наш ослепительный опыт любви, наше безумное доверие Богине говорят нам: о блаженстве, которое ждет вас – молчите! И этим молчанием мы тоже славим Ее – славим Ту, которая нас любит.
Которая нас любит.

2. Бог

ταῦρος δράκοντος
καὶ ταύρου δράκων πατήρ

бык змея
а быка змей отец

(Формула из мистерий Сабазия, Firm. Mat. De error. Prof. rel., cap. 27)

ταῦρος δράκοντος [πατήρ]Бог-Полнота, Бог-Жизнь, онтологическое добро, Бытие – Истина есть источник и условие нашего опыта.
Это благодаря Ему мы появляемся на свет со всей нашей дисгармонией, со всеми нашими онтологическими провалами, со всей нашей хромотой. Он порождает нас – смертных, нас – невежественных, нас – ненавидящих – и – жестоких, хотя сам Он – Путь, Любовь, Бытие, Мудрость, Истина и Жизнь. Это совершается согласно Закону: иначе мы не могли быть явлены в нашем чине бытия, иначе мы не совершили бы того великого и святого в Нем самом – того, о чем Он грезил и что Он не волен произвести иначе, чем чрез нас.
Он – средоточие Жизни Вселенской, Он – наш лучезарный Отец, Он – наш рогатый Разум, дающий нам знание Жизни и Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы – нам – безродному, чешуйчатому хаосу, глине и слизи, постепенно восходящим к Невидимому Солнцу.

ταύρου δράκων πατήρ
Бог – это фикция, это порождение нашего желания; это способ, которым мы пользуемся, чтобы не умереть, чтобы не сойти с ума, чтобы оставить потомство.
Бог рождается из нашей тьмы – и не только из нашей – ибо вся тварь совокупно стенает и страдает, ожидая избавления. Бог является как душа бездушного мира, как спасение там, где спасения нет, как Жизнь в царстве Смерти, как утешение на скотобойне.
Бога должно закласть – Бог будет убит и поруган – и именно в Его безусловной готовности быть убитым и поруганным мы обретаем божественность – Его и свою.

3. Дух

ἄπαντα ἐστὶν αἰθήρ
ὁ αὐτὸς ὤν
καὶ πατὴρ καὶ υἱός

всё есть эфир
сам сущий
и отец и сын

(Филодем, Ι в. до н.э., «О благочестии», гл. 13, 26 – 29)

ἄπαντα ἐστὶν αἰθήρ
Мы находим Бога в себе. Если мы уповаем на Бога вне себя – нам предстоит болезненный урок. Бог и Богиня – мы сами, наша ситуация, история жизни каждого и каждой из нас – и история вселенной. Именно поэтому все эти истории имеют значение.

ὁ αὐτὸς ὤν
καὶ πατὴρ καὶ υἱός
И именно поэтому смыслом обладает любовь: любовь каждого и каждой из нас к каждому и каждой из нас – ко всем существам и предметам, абстракциям и химерам, обретаемым в сфере нашего опыта.
Только своей любовью и своим творчеством – какое бы оно ни было – мы все, трилобиты и люди, звезды и родовые понятия, элементарные заряды и духи – даем актуальность Тому, что жаждет актуальности, жаждет нашего ответа, жаждет нашей любви.

И быть над землей закатам.
И быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам,
Одобрить ее поэтам.
(И. Бродский)

Мы все – солдаты и поэты сущего. И от нас зависит его судьба. Наше братство – братство неодушевленной и одушевленной материи – есть тело Божества, через которое Оно ищет сказать Себе о Себе: и мы не можем бросить Его на произвол судьбы.
Мир, удобренный и одобренный нами – вот конечная цель нашего Пути.
И Пути наших Богов.

Ἱεράπολις, 22 – 26 мая 2016 г.   

Статьи по теме:

Оставить ответ