Шри-Янтра — древнейший инструмент…

Шри-Янтра — древнейший инструмент изменения психофизиологического состояния человека

А.П.Кулачёв,
Д.М.Рамендик

Резюме

Шри Янтра является ритуальным тантристским изображением, используемым для медитации и концентрации. С древних времен с ней были связаны глубокие космогонические и психофизиологические представления, многие из которых находят прямые аналогии в современном научном знании. Так, с точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации. Как показали проведенные исследования, благодаря таким свойствам Шри Янтра может быть успешно использована для формирования специальных психофизиологических состояний или для отбора индивидуумов с требуемым типом организации нервной системы. Показано также, что Шри Янтра может вызывать доминантную активацию правого полушария головного мозга с торможением левого, что обычно используется для достижения мистических состояний сознания в ряде религиозных школ и практик.

Шри Янтра — древнее ритуальное тантристкое изображение, как было показано в [1], обладает крайне сложными геометрическими свойствами. Однако с ним также связана и глубокая и детализованная космогоническая и психофизиологическая интерпретация. Такой дуализм следует из основной тантристкой идеи о тесной взаимосвязи между микрокосмом и макрокосмом.

Согласно тантристской доктрине [2], каждый из неисчислимых циклов космической эволюции начинается от расщепления исходного единства Шива- Шакти (Высшее Сознание — Высшая Энергия) в виде Космического Яйца, которое мыслится как вневременное и внепространственное нематериальное состояние. В начале этого генезиса появляются категории времени, пространства, причинности и материи, которые затем развиваются во все более сложные и множественные формы. Однако в некоторой точке этот процесс развития обращается в свою противоположность, то есть — в деструкцию или инволюцию, ведущую опять к состоянию неразрывного единства Шива- Шакти. Концентрические уровни Шри Янтры (цепи треугольников, лотосов и линий внешнего квадрата) являются символическим представлением различных стадий этого эволюционно-инволюционного процесса 1, начинающегося из центральной точки бинду (bindu — единство Шива- Шакти) к внешнему квадрату защиты — бхупуре (bhupura — полное проявление Вселенной), который в свою очередь отделяет упорядоченный мир от окружающего Хаоса.

Такие древние тантристкие идеи, впоследствии развитые в традиции Пуран, в сравнении с космогоническими мифами и легендами других древних культурных регионов более близко соответствуют современным теориям Большого Взрыва и Горячей Вселенной [3]. Более того, они находятся в рамках так называемой модели пульсирующей Вселенной, которая еще ждет своего экспериментального подтверждения. Тот факт, что такие глобальные космогонические идеи существовали в Древней Индии, представляется экстраординарным, особенно если мы сопоставим его с западной научной мыслью, которая с конца античности и вплоть до второй половины 19-го столетия безмятежно дремала в представлениях о неизменности процессов и явлений буквально во всех природных проявлениях2. В доступной литературе мы не нашли удовлетворительного научного объяснения такого уникального древнеиндийского интуитивного прозрения и не встретили даже постановки такой проблемы3.


1 Отметим, что детальное описание этого процесса [2] следует древней интуитивной системе понятий, существенно отличающейся от терминологии, принятой в современной физике и космологии.
2 Напомним, что современная научная концепция глобальной космодинамики проистекала из двух знаменательных событий: в 1922 г. советский математик А.Фридман нашел решения Эйнштейновских уравнений тяготения для нестационарной модели Вселенной, а в 1929 г. британский астроном Э.Хаббл опубликовал результаты своих исследований красного смещения удаленных космологических объектов, интепретируемых им как разбегание галактик. Но эти результаты обрели свое революционное значение только в 1948 г. после создания американским физиком Г.Гамовым теории Горячей Вселенной. Решающим же триумфом явилось открытие А.Пензасом и Р.И.Вильсоном предсказанного этой теорией реликтового космологического радиоизлучения (Нобелевская премия по физике 1978 года, см. в [4]).
3 Подобные аналогии не обсуждаются даже в фундаментальном труде [5], полностью посвященном подобным вопросам.



С другой стороны, в соответствии с вышеупомянутой основой тантристкой доктрины концентрические уровни Шри Янтры (последовательности треугольников, лепестков лотоса и линий обрамления) обозначают различные энергетические узлы или чакры, располагающиеся вдоль позвоночного столба человека, начиная с нижней, копчиковой чакры Муладхара (сопоставляется бхупуре Шри Янтры), где локализуется энергия Шакти, именуемая Кундалини, до головной чакры Сахасхара (сопоставляется центральной точке — бинду Шри Янтры), где располагается принцип сознания Шивы.

Ритуальная практика тантризма предполагает использование Шри Янтры, главным образом, как обобщенного плана или карты для инициации и управления движением Кундалини вдоль позвоночного столба. Здесь элементы Шри Янтры выступают как обозначения различных этапов такого процесса и необходимых действий со стороны адепта. Поскольку движение Кундалини ассоциируется о космогенезом, считается, что при достижении энергией Шакти головной чакры (соединении Шакти с Шивой) адепт обретает расширение сознания, приобретая прямое знание об Универсуме.

Ритуал созерцания Шри Янтры может происходить по правосторонней спирали в двух направлениях: от центральной точки к периферии (в порядке творения Универсума) и обратно (в порядке свертывания Универсума). Последователи “правосторонней” школы тантры придерживаются эволюционного порядка рассмотрения Шри Янтры в противоположность последователям “левосторонней” школы тантры, придерживающихся инволюционного направления.

Локализация чакр соответствует важнейшим узлам и сплетениям центральной и периферийной нервной системы [6], что указывает на глубокие знания древних об анатомии и физиологии человека, учитывая, что такие представления в западной науке сложились лишь к началу ХХ века. Вместе с тем, прокламируемая тантрой динамика Кундалини до настоящего времени не находит прямых аналогов в известных психофизиологических процессах.

Представляет интерес проанализировать с современных позиций, благодаря каким свойствам и каким физиологическим причинам Шри Янтра приобрела такое важное значение в ритуале. Нетрудно заметить, что вся ее геометрическая композиция отличается некоторой необычной строгой красотой и при длительном рассмотрении как бы завораживает взор, неотступно притягивая к себе внимание наблюдателя.

Начнем наше исследование с элементов архитектурной композиции Шри Янтры. Известно, что при обработке зрительной информации в центральной нервной системе важную роль играют специальные нейронные структуры — детекторы элементарных признаков: линий, углов, дуг, цветов и т.д. Преобразование и детектирование зрительной информации, начинающееся еще в сетчатке глаза, продолжается в коленчатом теле и завершается в зрительной (затылочной) коре больших полушарий. Уже в структуре коленчатого тела (специальное подкорковое образование) содержатся примитивные детекторы, реагирующие на появление в зрительном поле пятен в виде концентрических кругов пропорционально степени их контраста. Зрительная кора является основным пунктом преобразования информации и имеет по последним данным [7] колончатую структуру, где каждая вертикальная колонка нейронов отвечает за выполнение строго определенной операции преобразования-детектирования. Из зрительной коры расклассифированная таким образом информация поступает уже в ассоциативные области коры больших полушарий (теменные и лобные части), где происходит ее дальнейший, в том числе и семантический анализ и синтез с другими видами информации.

Почему же при конструировании Шри Янтры выбор пал на использование простейших геометрических фигур и тонов? Как установлено в ходе недавних исследований, треугольник и параллелограмм — то есть основные элементы композиции центральной звезды — являются наиболее устойчивыми геометрическими фигурами, надежно детектируемыми даже при наличии сильных помех и искажений. Так треугольник распознается в 100% случаев при сильном размывании его контуров, а параллелограмм — в 92% случаев, причем процент распознавания падает незначительно даже при частичном разрушении зрительной коры у подопытных животных. Наличие же основных цветовых тонов в раскраске Шри Янтры способствует усилению общего эффекта за счет активации цветовых детекторов, которых существует всего три типа: «черно-белые», «красно-зеленые» и «сине-желтые». Посредством деятельности только этих трех типов детекторов, собственно, и образуется весь многокрасочный зрительный мир человека.

Таким образом, Шри Янтра содержит элементы, задействующие большинство различных типов нейронных детекторов, что вызывает их совместную активацию и следующее за этим общее изменение психофизиологического состояния человека. Это может привести как к общему перевозбуждению нервной системы, так и к сильному торможению всех процессов, отвечающих за внешнее восприятие. В отношении числа активируемых детекторов Шри Янтра далеко превосходит любую другую янтру, действительно отвечая своему эпитету Великая.

Переходя к общим архитектурным характеристикам Шри Янтры, прежде всего, отметим повторяющийся, решетчатый тип ее структуры. Изображения такого типа (известные в современных исследованиях восприятия как ритмические решетки и перенасыщенные рисунки [8]), вызывают ряд зрительных иллюзий и быстрое утомление нервной системы. При длительном рассмотрении они действуют аналогично ритмическим световым вспышкам [9], вызывающим билатеральную гиперсинхронизацию альфа-ритма (резонансные явления в нейронной активности коры головного мозга), характерные для неглубоких стадий сна и предгипнотического состояния. Данный эффект может усиливаться благодаря концентрическому характеру узора Шри Янтры, способствующему фиксации взгляда в одной точке. Известно, что одним из основных условий естественного зрительного восприятия является постоянное движение изображения относительно сетчатки глаза. Для поддержания таких условий в зрительной системе имеется механизм периодических скачкообразных движений глаз с малой и большой амплитудой (саккады). Если тем или иным способом принудительно фиксировать изображение объекта на сетчатке, то спустя 20—30 секунд человек перестает его видеть. При фиксации взгляда волевым образом последовательно возникают изменения цветовосприятия, иллюзия движения объекта и кратковременные исчезновения его из поля зрения. Для человека, незнакомого с соответствующими психофизиологическими механизмами, наблюдение таких феноменов может произвести сильное эмоциональное воздействие с приписыванием объекту фиксации внимания сверхестественных свойств.

Важно также обратить внимание на чрезвычайно удачное соотношение (возрастание) размеров элементов Шри Янтры в направлении центр-периферия. Как известно, сетчатка глаза организована аналогичным образом: в центре находятся клетки с высокой разрешающей и цветовоспринимающей способностью, а на периферии преобладают рецепторы с черно-белой восприимчивостью и низким разрешением. Такая композиция приводит к тому, что каждый тип рецепторов и детекторов работает с максимальной загрузкой и интенсивностью, поскольку воспринимаемые фрагменты изображения изменяются пропорционально размерам их зрительных полей.

Таким образом, Шри Янтра удачно сочетает целый комплекс свойств, ответственных за специфические психофизиологические воздействия и широко используемых в современных терапевтических суггестивных методиках.

Для проверки рассмотренных предположений на кафедре высшей нервной деятельности Биологического факультета МГУ под руководством Д.М.Рамендик было проведено экспериментальное исследование, в котором испытуемым-добровольцам предъявлялось цветное изображение Шри Янтры с задачей фиксации взгляда на ее различных элементах по команде экспериментатора (длительность каждой фиксации составляла 1 минуту). В качестве контрольных предъявлялись еще три изображения (рис. 1): концентрические окружности, проведенные на соответствующих уровнях Шри Янтры, центрально-сходящиеся лучи и цветной рисунок, полученный перемешиванием элементов Шри Янтры в плоскости изображения по случайному равномерному закону (псевдоянтра). Целью этих предъявлений была проверка реакции на отдельные элементы архитектуры Шри Янтры, могущих иметь решающее стимульное значение. Для чистоты эксперимента в качестве испытуемых привлекались лица, не знакомые с релаксационными и медитационными методиками, и им не сообщалось ни о характере предъявляемых изображений, ни о целях эксперимента. При этом мы исходили из того, что если некоторый объективный и универсальный эффект действия Шри Янтры имеет место, то он должен проявляться и в самых ординарных условиях. Эксперименты сопровождались записью электроэнцефалограммы (ЭЭГ) левой и правой затылочных (зрительных) областей и движения глаз — электроокулограммы (ЭОГ).

Делая небольшое отступление, отметим, что регистрация и анализ электрической активности мозга является одним из самых точных способов определения функционального состояния или уровня бодрствования [10], характеризующего активность поведения человека, связанную с уровнем тонуса, с активностью нервных центров. В состоянии пассивного бодрствования (человек сидит в удобной позе с закрытыми глазами и не занимается умственной работой) в ЭЭГ наблюдается преобладание колебаний, близких по форме к синусоиде, с частотой 8—12 герц и амплитудой 30—80 микровольт (так называемый альфа- ритм). При снижении уровня бодрствования (дремота) появляются и более низкочастотные колебания. При напряженной умственной работе с открытыми глазами возникает так называемая десинхронизация — частые низкоамплитудные колебания без четко выраженного ритма (10—20 микровольт с частотой 14—30 герц, называемый бета-ритмом). Альфа-ритм может возникать и при открытых глазах, но в эти моменты способность к восприятию внешних сигналов снижается. Имеются данные о том, что в состоянии самоуглубления или медитации в ЭЭГ также преобладает альфа-ритм, и даже могут возникать более медленные ритмы [11] вплоть до полного выполаживания ЭЭГ.

Во всех проведенных экспериментах реакция на Шри Янтру кардинально отличалась по характеру и интенсивности от реакции на контрольные изображения. При этом наблюдались два прямо противоположных явления. Для одних испытуемых, на которых по их отзывам Шри Янтра производила умиротворяющее воздействие, было характерно быстрое восстановление альфа-ритма, свидетельствующее о снижении уровня бодрствования и уменьшении контакта человека с внешней средой. У других же испытуемых, которых Шри Янтра раздражала, наблюдалось резкое угнетение альфа-ритма, характерное для напряженно-возбужденного состояния, с интенсивным движением глаз, несмотря на настойчивые требования экспериментатора сконцентрировать взгляд. В таблице 1 на двух категорий испытуемых показано среднее процентное содержание альфа-ритма в спокойном состоянии с закрытыми глазами до опыта, во время предъявления изображений и при закрытых глазах после предъявления Шри Янтры.

Таблица 1. Содержание альфа- ритма в ЭЭГ для двух выделенных категорий испытуемых и различных тестовых изображений

Тип испытуемых Закрытые глаза Круги Лучи Псевдоянтра Шри-Янтра Закрытые глаза
Спокойные 52 32 22 14 35 19
Возбужденные 50 8 7 4 2 72

Из таблицы видно, что испытуемые обоих типов начинали из близких функциональных состояний, и в обоих случаях процесс рассматривания изображений вызвал общее возбуждение. Но у спокойных испытуемых это возбуждение было минимально (много альфа-ритма) при предъявлении Шри Янтры. Кроме того, при закрывании глаз после восприятия Шри Янтры количество альфа-ритма уменьшалось, хотя оно обычно при закрывании глаз увеличивается. У возбужденных испытуемых общая активность была значительно сильнее в продолжение всего эксперимента, но особенно — при предъявлении Шри Янтры. После закрывания глаз возникало восстановление альфа-ритма, превосходящее исходный фон (своеобразная отдача).

Таким образом, Шри Янтра демонстрирует возможности эффективного изменения фонового психофизиологического состояния человека как в сторону успокоения и расслабления, так и в сторону общего возбуждения, при этом эффективность воздействия определяется не отдельными особенностями изображения, а всей их совокупностью. В этом отношении Шри Янтру можно считать уникальным композиционным решением. Характер воздействия Шри Янтры может определяться как индивидуальными особенностями нервной системы человека, так и начальной психофизиологической предустановкой и мотивационными факторами. Тем самым, многовековой практикой в древности удалось создать в форме Шри Янтра чрезвычайно эффективный и направленный инструмент, применимый как для достижения требуемого состояния за счет формирования соответствующей предустановки, так и для отбора индивидуумов с желательным типом нервной системы.

Несмотря на отмеченную уникальность Шри Янтры, ее основные элементы: треугольники, дуги, контрастно окрашенные поля, площадки и т.д., встречаются и в других ритуальных изображениях, причем не только в различных вариантах тантристских и буддистских янтр и мандал, но и в других религиях: в мусульманской филигранной, монументальной и ковровой вязи, в украшениях бубнов и одежды алтайских шаманов, среди кабалистистических знаков, в христианской иконографии и т.д. Подобный Шри Янтре узор из треугольников прослеживается также в раскраске сферических поверхностей среднеазиатской керамики [13] эпохи неолита и ранней бронзы (3—5 тысячелетие до н.э.), что свидетельствует о возможности существования широкой культурно-исторической общности, учитывая что традиция изображения янтр, по-видимому, восходит к ритуальному символизму культур Хараппа и Мохенджо-Даро, где обнаружены многочисленные печати с геометрической символикой. И здесь, безусловно, имеется широкое поле, как для исторических, так и для психологических исследований.

При всем различии упомянутых культур и ритуалов, в них присутствует стремление создать у участников некоторое общее психофизиологическое состояние, которое люди объективно идентифицируют, но не могут, как правило, выразить, описать в словесной форме. Оно характеризуется углубленным сосредоточием на каком-либо объекте вовне или внутри человека при отвлечении от всех других сигналов, вплоть до полного отключения. Одновременно возникает ощущение сверхширокого видения, сверхпонимания мира (именно — всего мира, а не ближайшего окружения), а также чувство наличия неких сверхвозможностей, сверхвласти над вещами и явлениями. Такое мировосприятие нередко имеет место у людей, у которых вследствие патологического процесса, хирургического вмешательства или применения фармакологических веществ левое полушарие коры головного мозга заторможено или отключено [14].

Согласно данным современной неврологии, у большинства людей (праворуких, у леворуких же обычно соотношение полушарий противоположенно рассматриваемому) левое полушарие коры головного мозга специализировано на функциях, связанных с речью и аналитическим, дискретным, логическим мышлением. Правое же полушарие осуществляет целостное восприятие мира в невербальной (наглядной, звуковой и т.д.) форме. Можно сказать, что левое полушарие имеет дело с предметами постольку, поскольку они имеют имена, и действует с ними по известным логическим правилам, выраженным словами (его деятельность окрашена положительными эмоциями). Правое же полушарие имеет дело с самими предметами во всем их многообразии и оперирует с ними в соответствии с их реальными или воображаемыми свойствами независимо от того, известны ли имена этих свойств и действий (его деятельность эмоционально нейтральна или окрашена отрицательно).

В норме полушария тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуют, причем левое полушарие доминирует над правым. Работа правого полушария и подкорки (где тоже ведется специфическая переработка информации), остается обычно скрытой от самого человека, она проявляется в виде интуиции, актов творческого прозрения и т.д. В таких случаях решение приходит раньше, чем его формулировка. Часто человеку приходится тратить немало усилий на то, чтобы сделать понятным для других (вербализировать) явление, абсолютно ясное ему самому. Ярким примером этих феноменов могут служить высказывания выдающихся математиков о механизмах своей творческой деятельности [15, 16].

Эксперименты показывают [17], что преимущественная активация правого полушария возникает при восприятии сложных, но монотонных, гомогенных изображений, ритмических низких гласных звуков, а также при общем расслаблении, переходящем в легкую дремоту. Именно эти элементы, как отмечено выше, присутствуют во многих ритуалах. Характерно, что процесс сосредоточения на янтрах всегда сопровождается повторением мантр, в которых преобладают протяжные гласные звуки и глухие согласные. Тем самым задействуется еще один высокопропускной канал передачи информации — слуховой, изучение дополнительного эффекта включения которого представляет, безусловно, интересную задачу для исследований. Добавим, что поскольку все элементы Шри Янтры связаны с определенной философско-мировозренческой семантикой, в процесс сосредоточения вовлекаются и высшие отделы коры головного мозга, что приводит к координированию и усилению общего психологического эффекта. В наших исследованиях действие указанных факторов совершенно не учитывалось.

В результате торможения левого полушария и активизации правого знания о мире, имеющиеся у человека, предстают перед ним в своем естественном многообразии и к тому же лишенными привычных оболочек слов и заученных правил действий. А способ, каким человек интерпретирует этот мир, какие фантазии в него привносит, зависит от имеющейся идеологии, мировозрения самого человека. Причем, при гиперактивации правого полушария и глубоком торможении левого вся ситуация получает отрицательную эмоциональную окраску. Для создания положительного эмоционального фона необходимо сохранение некоторого оптимального уровня активации левого полушария. С этих позиций становится понятной та ведущая регулирующая роль, которая отводится в восточных учениях наставнику или гуру.

Для создания измененного состояния сознания с древнейших времен используются два типа ритуалов. В одних случаях это — неподвижность, расслабление, сосредоточение внимания на неподвижном ритуальном изображении, сопровождающееся протяженными звуками (например, медитационная практика). Ритуалы другого типа включают движения в ускоряющемся ритме под резкие звуки и в окружении ритмически повторяющихся и неожиданных зрительных стимулов: раскачивающихся украшений, вспышек огня и т.д. (например, шаманские и колдовские ритуалы). На первый взгляд кажется, что это — две совершенно противоположные, не связанные между собой практики. Но, в действительности, они представляют два физиологически возможных способа достижения одной цели — анормального соотношения активности левого и правого полушарий. В одном случае это осуществляется посредством волевого успокаивания, прекращения подпитки информацией левого полушария с одновременным нагружением правого, а в другом — посредством перегрузки левого полушария, вслед за чем рефлекторно наступает его запредельное торможение.

Универсальный статус этих двух подходов иллюстрируется их распространением в различных культурных регионах, не имевших тесных контактов между собой, причем, некоторые культуры достигли поразительной проницательности в понимании механизмов действия соответствующих приемов. Так, среди мезо-американских индейцев [18] имеется четкое разделение двух форм мировосприятия, именуемых тонал и негуал, и существует система детально разработанных приемов (восходящих, как утверждает предание, к временам цивилизации тольтеков), назначение которых прямо объявляется как “перенасыщение информацией обычного взгляда на мир” и “выключение внутреннего диалога” с целью “коллапсирования тонала”, иными словами — левополушарного доминирования.

Таблица 2. Соотношение альфа-ритма от левого к правому полушарию для различных экспериментальных изображений

Тип испытуемых Закрытые глаза Круги Лучи Псевдоянтра Шри-Янтра Закрытые глаза
Спокойные 1.00 1.05 0.91 0.83 0.78 1.00

Перераспределение функций между полушариями наблюдалось нами и в экспериментах с Шри Янтрой (таблица 2), когда рассмотрение Шри Янтры для успокаиваемой категории испытуемых по сравнению с другими предъявляемыми изображениями вызывает значительно большую активацию правого полушария относительно левого (отношение 0.78). Можно предположить, что это свойство также играет существенную роль в медитационных ритуалах со Шри Янтрой.

Заключение

Таким образом, отдельные элементы и вся композиция Шри Янтры были созданы в Древней Индии в точнейшем соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей нейронного уровня организации. Поэтому, если мы будем придерживаться разделения двух путей развития науки: с одной стороны — «объяснительный» путь достижений современного знания, базирующейся на прямых экспериментах, а, с другой стороны, — «рецептурный» путь древней науки, базирующийся на многовековой селекции результатов каждодневной деятельности проб и ошибок, тогда мы можем трактовать Шри Янтру как своеобразный перекресток, когда древнее достижение может быть осмыслено только в терминах новейших психологических и нейрологических данных.

Добавим к этому, что науки о мозге и нейронной активности в последнее двадцатилетие сделали большой скачок в понимании процессов, на которых базируется поведение и восприятие человека, позволяя, например, объяснить механизмы многих необычных явлений в психике. К сожалению, эти знания неоправданно мало используются в работах по истории человеческой культуры для понимания причин и условий возникновения тех или иных явлений, которые в значительной степени определяются психологией человека-создателя или очевидца. Такой характер взаимодействия этих двух областей знания приводит, в частности, к тому, что исследования по исторической психологии практически не проводятся со времен замечательных пионерских исследований, выполненных в 20—30-х годах на среднеазиатском материале выдающимся советским психологом А.Р.Лурия и его сотрудниками [19].

Литература

  1. A.P.Kulaichev. SriYantra and its Mathematical Properties, Indian Journal of History of Science, 19, p.279-292, 1984.
  2. Madhu Khanna, Yantra. The Tantric Symbol of Cosmic Unity, London, 1975.
  3. Стивен Вайнберг. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М: Энергоиздат, 1981.
  4. Jerry B. Mrion, Physics and Physical Universe. N.Y., 1971.
  5. F. Capra. The Tao of Physics, Colorado, 1980.
  6. Д.Л.Смирнов. Санькхья и Йога. В кн. Махабхарата, VII, часть II (книга о Бхишме). Ашхабад, 1981.
  7. В.Д.Глезер. Зрение и мышление. Л-д: Наука, 1985
  8. Р.Л.Грегори. Глаз и мозг. М: Прогресс, 1970
  9. McKay, B.M., Interactive Processes in Visual Perception, Sensory Communication, N.Y., 1961.
  10. Поль Фресс, Жан Пиаже. Экспериментальная психология. М: Прогресс, 1970.
  11. Jonothan B.B.Earle. Cerebral Laterality and Meditation: a Review of the Literature, Journal of Transpersonal Psychology, 13, (2), 1981.
  12. Дж.Хассет. Введение в психофизиологию. М: Мир, 1981.
  13. Энеолит СССР. М: Наука, 1982.
  14. А.Р.Лурия. Мозг человека и психические процессы. М: Педагогика, 1970.
  15. Ж.Адамар. Исследования психологии процессов изобретательства в области математики. М: Советское радио, 1974.
  16. Ж.Дьедонне. Абстракция и математическая интуиция. Знание, №8, 1982.
  17. С.Спрингер, Г.Дейч. Левый мозг, правый мозг. М: Мир, 1983.
  18. C.Castaneda. Tales of Power. Penguin books, N.Y., 1979.
  19. А.Р.Лурия. Этапы пройденного пути. М: МГУ, 1982.

Послесловие автора

Автор пользуется благодатной возможностью выразить свою искреннюю признательность всем тем, что помогал и поддерживал его на тернистом пути пробивания публикаций о Шри Янтре на Родине в 80-х годах: заведующему кафедрой источниковедения Исторического факультета МГУ, чл.корр. АН СССР, профессору Ивану Дмитриевичу Ковальченко, доценту этой же кафедры Леониду Иосифовичу Бородкину, доценту Института стран Азии и Африки МГУ Дега Витальевичу Деопику, старшему научному сотруднику Института истории естествознания и техники РАН, д.т.н. Александру Ильичу Володарскому, заведующему кабинетом Н.К.Рериха Института востоковедения РАН Юрию Яковлевичу Цыганкову, спецкору АПН Александру Павловичу Сапсаю, благодаря усилиям которого в 1984 году прошла целая серия газетных и журнальных сообщений в советской и зарубежной прессе, востоковеду Людмиле Васильевне Шапошниковой и многим, многим другим.

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *