Религия онлайн

Оправдание виртуальности

«Прихожане вышли из часовни в Веритэ, где после недолгой молитвы они привели в порядок заднее помещение, разделись и распростёрлись на погребальных плитах, дабы поразмыслить о муках существования в период тьмы, а затем воспарили духом и прошли сквозь стену пламени на священные поля. Там они запели песнь Энлиля и Нинлиль, и оказались в коридоре между зиккуратами, над которыми возникли духи с телами львов и головами мужчин и женщин, и присоединились к общему хору со своими благословениями. Вскоре путники оказались в преддверии храма и постепенно заполнили двор.»

Описанное выше — не мистический опыт, полученный в состоянии транса. Это отрывок из книги Роджера Желязны «Доннерджек», описывающий один из обычных ритуальных моментов для последователей новой религии. Существующей в основном в виртуальном мире, мире где большая часть привычных нам ограничений перестаёт иметь значение. Правда в книге всё заканчивается для верующих не слишком весело, но речь сегодня пойдёт не о книге. А о том, как далеко мы можем зайти в виртуальность.

Позволю себе банальное и давно утомившее всех и вся перечисление: свободный доступ в интернет из любой точки, очки виртуальной реальности, проекции, множество инструментов для создания и взаимодействия с виртуальной реальностью (от джойстика Wii до сложных дорожек для перемещения в виртуальном шлеме), дополненная реальность при помощи гаджетов… Всё это присутствует рядом с нами не первый год, развивается, постоянно заявляет об очередном прогрессивном новшестве. И при этом остаётся практически не задействованным в реальной жизни. Де факто за последние десять лет ничего не изменилось, виртуальная реальность для нас — это страница браузера или компьютерная игра. В крайнем случае активные элементы, наложенные на изображение на экране телефона. Сложнейшие технологии остаются в лучшем случае игрушками для гиков. С другой стороны, разве десять лет — это срок?

Мой хороший друг, психолог, работает с командой технарей над задачей исследования эффекта присутствия, а в дальнейшем и создания условий для стабильного проявления этого эффекта. И я наглядно вижу насколько это непростая задача. Но в то же время — задача реальная. Есть люди, которые надевают шлем и воспринимают виртуальное практически как настоящую реальность. Рано или поздно этот эффект станет применяться повсеместно. Не одним способом, так другим, не одна команда исследователей, так другая — сможет вскрыть его механизмы и использовать на благо человечества.

Я так же понимаю сложность создания реалистичных голограмм. Да и вообще сложность воплощения всего, о чём так мечтали фантасты. Но технологии развиваются. Торопятся порой заявить о себе, слишком преувеличивают успехи, сталкиваются и с техническими, и с административными проблемами. Но развиваются. И рано или поздно выйдут из разряда игрушек.

Мир, где реальное и виртуальное разделены лишь условно — каким он будет? Предсказать сложно. Но нас интересует более узкий вопрос: какой станет в нём религия? И второй вопрос: можем ли мы уже сегодня сделать первые шаги к этому будущему?

virt1

Представьте, что вход в виртуальность завуалирован. Вы выходите в некую дверь в своей квартире и видите длинную винтовую лестницу. Начинаете подниматься по ней, как по самой обычной лестнице, не обращая внимания на то, что происходящее вокруг уже нереально. С каждым витком лестницы стены меняются. Линялая краска подъезда, ровная матовая поверхность, вот уже попадаются камешки и другие вкрапления, а вот и полноценная каменная кладка. И вот вы оказываетесь на вершине небольшой башни замка. Замка, где вас ждут друзья со всего мира, чтобы пообщаться, обсудить насущные проблемы и, может быть, даже провести ритуал.

Сшейте себе одежду из прекраснейших тканей, наведите на лицо лёгкий морок, чтобы выглядеть лучше. Призывайте стихии, разжигая костры, раздувая ветра и повелевая роднику пробиться сквозь камни у ваших ног. Празднуйте в том месте, какое сочтёте подходящим. Вдыхайте ароматы цветов, ходите босыми ногами по мокрой от росы траве. Ощутите колкую свежесть чистейшего снега. И неважно насколько удачно сошлись реальная погода и ожидаемая для праздника. Несоответствие ритуалов на Остару климатическим особенностям вашей местности? В прошлом. Всё в прошлом. Если вы ютитесь в крошечной комнатке, то здесь, в виртуальном мире — владейте садом и огромным домом. Пусть у вас будет мастерская и алтарь на поросшем мхом камне. Пусть будет всё.

Вот только — всё ли? Да, оказаться в воплощённой викканской сказке, в идеальной стране ведьм — заманчиво и приятно. Но виртуальное не воплотится в реальном мире, оно останется лишь изображением, цифрой на носителе. Будет ли работать ритуал, проведённый в таком форме? И возможно ли вообще развитие в прекрасном идеальном мире? Что если праздники и ритуалы обернутся лишь ролевой игрой, потеряв самое ценное — религиозный импульс. Веру.

Традиционалиста этот вопрос вряд ли поставит в тупик. Конечно, обернётся. И, конечно, мир деградирует. А проклятая виртуальная реальность — заколотит последний гвоздь в гроб подлинной духовности. Так что всем прочь из-за компов! В леса! Хорошая простая духовно позиция. Технически сложно реализуемая. Но духовно простая.

Мне же ответить на этот вопрос сложнее. Я настолько погружён в мир модерна, насколько это возможно. Даже по своей профессии я фактически обслуживаю конвейер по дальнейшей «деградации» мира (с точки зрения традиционалистов) — поддерживаю Интернет. И потому вижу наглядно, как глубоко в наш мир уже проникли виртуальные технологии. Насколько они полезны практически в любой человеческой деятельности. И разве может религия оставить в стороне столь важную часть жизни? Разве может верующий исключить из своей жизни подлинно полезное и нужное, пусть даже ради лесов и красивых традиций? Нет. Уверен, что нет.

Поэтому, мой ответ будет таков: ритуалы продолжат работать в виртуальном мире, возможным останется и развитие личности. И вера никуда не денется. Допускаю, что последователям некоторых религий придётся трудно — потребуется переосмыслить собственные каноны. А может быть и частично подправить. Но уж Викка точно войдёт в виртуальный мир как к себе домой.

Да, будут проблемы ролевиков от религии. Но они есть и сейчас. Приложив совсем немного усилий, каждый желающий может найти с десяток «великих магов», «пророков», «хранителей» и прочих ребят, которым нужны не вера, не саморазвитие и даже не магия, а только способ расчёсывать до крови чувство собственного величия. И уж отыгрывают они так, что никакой виртуальной реальности не требуется.

Да, порой невозможность полноценно перенести объект из виртуального мира в реальный (и наоборот) будет создавать сложности. Но это лишь повод меньше фиксироваться на конкретных материальных объектах в своей жизни и больше на духовных.

Мы полным ходом движемся в виртуальный мир. И это прекрасно. Далее я постараюсь прояснить причины, которые привели меня к этому ответу.

Во-первых, сам вопрос, что реально, а что нет — куда более условен, чем принято считать. Уж кому, как не ведьмам, магам и прочему волшебному люду знать это. Кто-то ходит в астрал, кто-то призывает откровения извне, кто-то просто погружается внутрь себя. Религия изначально не имеет строгой прописки в мире материальном, но несёт на себе след иных миров. Для атеистов — фантазии или психических проблем. Для верующих — миров столь же реальных, как и материальный. Что меняет виртуальная реальность? Практически ничего. Более того, она оказывается куда более материальной, чем может показаться. Ведь камень выглядит как камень лишь в глазах смотрящего. Наши органы чувств воспринимают нечто, а мозг интерпретирует согласно своего устройства. Что ж, виртуальность всего лишь предлагает мозгу набор объектов, которые он так же видит и так же интерпретирует. Где-то на пределе развития технологий разница в ощущениях должна будет сойти на нет. И тогда единственной однозначной разницей между реальностью и виртуальностью станет ощущение голода. Желудок не обманешь, если материальная пища в него не поступит, картинками он не наестся. Но вопрос насыщения точно никак не повредит религии.

Во-вторых, как я уже успел написать, невозможность полноценного переноса объектов из виртуальности в реальность — лишь повод не фиксироваться на них. Свобода от вещей — частый мотив практически в любой религии. Почему Викка должна быть исключением? Приятно собрать коллекцию ножей, чаш и прочих атрибутов. Но суть не в них. И необходимость отказываться от них при переходе приведёт только к усилению концентрации именно на внутреннем. На смыслах и сущностях.

В-третьих, человека, не способного подняться до мистических переживаний только лишь из-за обстановки и возможности примерить одежду получше и лицо покрасивее, не спасёт и полное отсутствие виртуальности. Нет глобальной разницы к чему человек прикован цепью — к красивой одежде, к серым будням или к грязному подъезду. Если обстановка лишает его возможности искать и находить нечто большее, он в любом случае останется в начале пути. Для всех остальных возможность побывать в сказке пусть будет мотиватором и самому подняться до должного уровня. Соответствовать внутренне тому прекрасному внешнему, что предстаёт перед его глазами.

В-четвёртых, немаловажным фактором в развитии человека является взаимодействие с другими людьми. Хотя бы на уровне простого общения. Но чем плотнее взаимодействие, тем лучше. Уже сейчас мы можем общаться с людьми из разных уголков планеты. И прекрасно, если общаться с ними можно будет за общим столом или встретившись на живописной поляне. Возможность обнять друга, пожать ему руку, почувствовать, что он рядом, пусть даже в реальности сидит за сотни километров от вас — разве это не прекрасно?

В-пятых, в одной из общедоступных книг мне уже встречался достойный аргумент в пользу использования искусственных материалов в ритуалах — наравне с натуральными. Аргумент состоял в том, что магия по самой своей сути подразумевает имитацию. И в этом смысле искусственные материалы едва ли чем-то хуже, чем натуральные. Виртуальная реальность — как раз совершенная имитация, которая точно так же ничем не хуже натуральной среды.

Увы, здесь следует сделать уточнение. Виртуальные травы, камни и иже с ними не будут обладать полным набором свойств своих реальных оригиналов. Полоскать горло виртуальным шалфеем можно, эффект плацебо никто не отменял. Но надёжней всё-таки полоскать шалфеем материальным. Помимо этого наделить виртуальный дубликат сполна магическими свойствами оригинала — задача спорная и вряд ли всегда выполнимая. Поэтому там, где основной упор делается именно на использование того или иного камня или той или иной травы — лучше использовать оригиналы. Конечно, данную проблему снимает дополненная реальность — если ритуал производится в реальном мире с достраиванием необходимых элементов из виртуального, то проблем никаких. Но такой вариант технически значительно сложнее.

В полноценной же виртуальной реальности лучше сосредоточиться на тех ритуалах, что больше связаны с силой стихий и богов, с непосредственными заклинаниями или формулами. Так руны, вряд ли, потеряют в виртуальном мире хоть сколько-то силы. И призванные боги останутся при своих возможностях.

Не стоит забывать так же и факт, что Бог и Богиня — это не наша фантазия, а реальная природа. Виртуальная реальность возможна только потому, что учёные и инженеры творчески используют законы природы. А значит виртуальная реальность так же близка богам, как и реальность обычная. Но всё же забывать о мире вокруг нас — неосмотрительно. Полностью виртуальный викканин — это по меньшей мере странно. Сколь бы прекрасным не казался нам «цифровой» лес, лес обычный пригородный влияет на нас куда больше. Сколь бы чиста не была вода в «цифровом» озере, озеро в соседней деревушке всё же благотворней, пусть и грязней. До тех пор пока мы не сможем полностью совместить наши виртуальные построения и реальность даже самые прекрасные грёзы потребуется разбавлять настоящей «аналоговой» природой. В конце концов задача любой технологии — дать нам больше вариантов для выбора, больше возможностей. А вовсе не загнать нас в виртуальное гетто без права выхода. Это важно понимать.

Виртуальная реальность — грядущее расширение возможностей не только для повседневной жизни, но и для жизни религиозной. И для Викки такое расширение подходит, возможно, больше, чем для других религий. Несмотря на все сложности и на необходимость осмотрительного использования технологии дают нам шанс значительно улучшить нашу жизнь, создать условия для прекрасных праздников и массовых сложных ритуалов. И нет необходимости от этого шанса отказываться.

День сегодняшний

Итак, у виртуальной реальности большие, волнующие и немного смутные перспективы. Пришло время попробовать её на зуб во всей красе уже существующих технологий. Но сначала определимся, что нам требуется от виртуальной реальности.

Общение. Отсутствие коммуникаций сводит на нет саму идею практического использования виртуальности в религиозных целях… да и вообще в любых целях, предполагающих наличие более чем одного человека.
Возможность совместных действий. В реальности будут происходить действия или имитироваться в «цифровом» пространстве — вопрос отдельный. Но по большей части нас устроит и то, и другое.
Ощущение присутствия. Здесь в основном подразумевается визуальное или аудиальное ощущение присутствия. Тактильное, увы, на данный момент почти не имитируется. Исключения есть, но о них лучше говорить отдельно.

Хорошо бы при этом получить всё это с интуитивно понятным интерфейсом и в режиме реального времени. Да ещё и стабильность не помешает. В противном случае религиозное собрание рискует закончиться, не успев начаться.

Что мы имеем на практике? Прежде всего посмотрим в сторону различных активных игр в роликах на YouTube, соц.сетей, чатов и иже с ними. Посмотрим и отбросим в сторону. Всё это и без того является сегодня нормой общение (а что-то уже отживает свой век). Возможности этих технологий достаточно ограничены. Да, они прекрасно подходят для общения и забавы. Но совместные действия возможны разве что в режиме текстовой ролевой игры. Ни о какой синхронности речь не идёт, проблемы будут даже с правильной последовательностью. Не говоря уж о том, что у этих технологий принципиальное отличие от голубиной почты только одно — скорость обмена сообщениями. А виртуальная реальность на основе голубиной почты несколько выходит за пределы нашей темы.

Так же отбросить придётся любые трёхмерные (да и двухмерные) интерактивные красоты вроде VRLM-миров. По большей части они служат для просмотра созданного мира, а вовсе не для активных действий в нём. И уж тем более не для массовой синхронной работы по сети. Разве что группа людей по команде начнёт медитировать на один из VRLM-миров.

Среди оставшихся нам технологий можно условно выделить три группы:
— Видео- и аудиосвязь. Хотя бы на уровне банального Skype. Хотя программ для такой связи достаточно много, с самым обширным функционалом. Вплоть до индивидуально настраиваемых серверов для видеоконференций.
— Виртуальные миры. Здесь мы поговорим о Second Life, Open Simulator и Active Worlds.
— Онлайн-игры. Список обширен. Для примера: WoW, Lineage II, Minecraft.

Принципиальное отличие первой группы (видео- и аудиосвязь) заключается в отсутствии собственно какой-либо имитации мира. Вы просто видите и слышите собеседника. На этом всё. С другой стороны, с коммуникациями у первой группы всё отлично. Да и ощущение присутствия на месте. Никакой компьютерной графики, никаких сомнений. Можно устроить конференцию и расположить окна участников как угодно. Окно в окне, по кругу, просто по порядку. При наличии второго монитора, можно с удобством выводить на него отдельно требуемый для просмотра экран.

Совместные действия в этом случае совместны в первую очередь тем, что синхронны. И к тому же всем видимы. Увы, пока это самое близкое к дополненной реальности, что мы можем получить здесь и сейчас. Для общения, проведения встреч, совместной медитации, совместных молитв, присутствия при ритуале, проводимым одним человеком — можно использовать формат видеосвязи. По большей части для этого она и разрабатывалась. Для этого и используется. Уже таким образом можно расширить свои возможности. В конце концов, при отсутствии возможности встречи в реальности, можно проводить постоянные собрания через видеосвязь. Но совместный ритуал с общим участием так уже не провести. Да и отдельные экраны на каждого человека создают границы. Как реальные, так и психологические.

В конце концов я не для того поднимал тему виртуальной реальности, чтобы ограничиться описанием всего лишь расширения обычных возможностей связи. Потому — идём дальше.

virt2

Вторая группа — виртуальные миры. Особенностью данной группы является известная свобода творчества. Где-то она больше, где-то меньше. Где-то бесплатна, а где-то придётся раскошелиться. В общем-то вариаций виртуальных миров тоже хватает. Но большей частью проекты эти мёртвые или умирающие. Из живых в России в основном используются три приведённых мной ранее. Second Life, Open Simulator, Active Worlds.

Second Life является некоторым образом родоначальником данной ветви развития технологий. И он же является коммерческим продуктом. Впрочем, только в том случае, если вы хотите создавать в этом мире что-то своё. Или же покупать уже существующее. Да, объекты внутри миров продаются и покупаются. Да и за место придётся раскошелиться. Но посмотреть миры можно и бесплатно — для этого достаточно зарегистрироваться на сайте http://secondlife.com . Сайт русифицирован, как и официальный клиент. Правда в самих мирах в основном всё будет на английском. Всё-таки русских там мало. После регистрации и скачивания клиента загружаетесь в мир… и дальше ходите куда хотите, общайтесь с тем, кого найдёте. В своё удовольствие. Но чтобы что-то делать в этих мирах всерьёз, придётся, как я уже говорил, заплатить.

Для желающих бесплатного удовольствия, да ещё и на русском языке есть две других площадки. Для подключения к ним можно настроить клиент от Second Life или скачать уже заранее настроенный под них, благо альтернативных клиентов хватает. Сайты проектов:
— http://opensimulator.org
— https://www.activeworlds.com

Для русской ветви проектов:
— http://www.activeworlds.ru/
— http://opensim.ru/

Но честно говоря, я не рекомендовал бы лезть в русские версии миров. Да, они есть. Да, там есть на что посмотреть. И всё на русском. Но людей там практически нет. По большей части все эти проекты остаются зарубежной вотчиной с малым числом энтузиастов в России.

Оба проекта считаются не просто альтернативными версиями Second Life, но его логическим развитием. Улучшенной версией с обилием графических возможностей. Многие конструкции в OpenSim или в ActiveWorlds действительно впечатляют. На их фоне Second Life кажется куда более простым и прилизанным. Проблема только в том, что сложность и масштабность конструкций плохо коррелирует с их красотой. На практике Second Life выглядит как простоватый, но очень гламурный, яркий мир. Стильный, с выверенными дизайнерскими решениями. В OpenSim же и ActiveWorlds графическая вылизанность никак не догонит возможности и не уравновесит их.

К преимуществам Second Life можно отнести и то, что в нём уже сейчас существует множество официальных представительств как различных компаний и сообществ, так и государств. Вы можете найти там даже Красную площадь с собором Василия Блаженного. Но насколько всё это приближает нас к нашей цели? К религии онлайн?

Если вы не готовы вкладывать деньги (а может быть и вести официальные переговоры), то построить что-то масштабное в мирах Second Life у вас вряд ли получится. В любом случае процесс этот долгий. И больше годится для официального представительства, чем для удобного частного мира религиозного сообщества. Другое дело OpenSim или ActiveWorlds. Возможности там действительно огромны. Обладая художественным чутьём, терпением и временем вы сможете построить всё, что будет угодно. Вплоть до целых миров, с городами, лесами, ущельями и прочим антуражем. При этом Active Worlds позиционируется как развитие идей 3D интернета. Но на практике мало чем отличается от OpenSim.

Создав собственный «сервер», вы можете подключить его к единой сети. И все желающие смогут посетить ваш мир. Либо не все, а только выбранные вами. И всё бы хорошо. Но есть проблема, которая кроется в самой идее виртуальных миров. Они изменяются. И поэтому все новые элементы будут подгружаться на ваш компьютер в процессе работы. Если у вас слабый канал доступа в Интернет и слабый компьютер, у вас проблема.

Впрочем, и с приличным каналом могут быть проблемы. Масштабные конструкции будут подгружаться далеко не всегда сразу. И не сказать, чтобы целиком. В принципе, виртуальный мир не может быть нетребовательным к железу и доступу в Интернет… И с этим, пожалуй, стоит смириться. Но всё же здесь и сейчас ощущение от виртуальности может быть основательно испорчено этой требовательностью. И неизменно медленной загрузкой.

Другой проблемой виртуальных миров является немного тяжеловесное управление. Да, движения вашего аватара в виртуальном мире управляются мышкой и клавиатурой. И вполне успешно. Но лишний раз повернуть камеру может быть трудновато, а в повороты аватар будет входить с некоторым скрипом. Не знаю с чем это связано, с принципиальными ли проблемами движка или просто с какими-то недоработками. Но перемещение по миру выглядит определённо худшим, что есть в этом мире.

Итак, вы можете общаться, можете взаимодействовать, а эффект присутствия будет сильно зависеть от графики конкретной версии мира. Но чтобы воспользоваться таким миром для своих целей, сначала придётся вложить много времени и сил в него. В общем-то, подойдёт для людей творческих и желающих полностью индивидуального мира. Вопрос лишь в том, хватит ли терпения. И ресурсов железа.

Переходим к третьей группе — игры. На самом деле в отдельных случаях в эту группу могут попадать и не совсем игры. Принципиальное отличие данной группы в том, что мир либо полностью, либо частично уже создан. Мы устанавливаем готовый программный пакет, при необходимости скачиваем обновления. Но в рамках самого процесса мы не закачиваем ни модели, ни принципиально новые локации (отдельные области в мире). Только изменения готовых предметов в рамках локаций.

При этом уровень творчества может быть различный. В классическом варианте онлайн РПГ мир создан целиком и нам предстоит только пользоваться им. Так в Lineage II даже если альянс имеет в собственном владении замок, он не может принципиально изменить его дизайн. Только немного поменять оформление, цвета и прочие декоративные элементы. Но в других вариантах онлайн игр нам предоставлены возможности для создания вполне уникальных локаций. Широкоизвестный вариант — Minecraft, где из отдельных блоков можно создавать практически всё что угодно. Правда вид у всего что угодно будет специфический — пиксель-арт реалистичным не сделать. Но всё же возможностей хватает.

К однозначным минусам игр следует отнести необходимость играть в них. В Lineage II никто просто так никому замок не выдаст. Да и в Minecraft надо будет ещё защищаться от других игроков. Для серьёзного использования в религиозных, да и любых других официальных целях это годится мало. С другой стороны, можно выбрать подходящую игру и поднять свой собственный сервер (благо для официальных целей не требуется поднимать этот сервер в самом новом обновлении и со всеми рабочими возможностями игры). При таком варианте не потребуется играть в игру. Да и возможностей для изменения дизайна становится гораздо больше.

И всё же, подобная виртуальная реальность будет крайне ограничена исходными возможностями игры. Всё-таки её создавали для иных задач, нежели проведение ритуалов и встреч группы. Предметы будут иметь только игровую специфику, много лишней информации, специфический игровой дизайн, излишняя фэнтезийность отвлекает и снижает эффект присутствия, да и коммуникации может затруднить. Почему же я ввожу этот вариант на равных с первыми двумя? Потому что несмотря на все ограничения группа «игры» имеет очевидные плюсы.

Один из них уже был назвал — требования к каналу доступа в Интернет значительно снижаются. Помимо этого скорость отображения объектов и детализация в принципе значительно улучшаются. Теперь они зависят от компьютера каждого конкретного участника. При этом нагрузка на сам компьютер может даже вырасти, но вот с этим уж точно ничего не поделать. Во всяком случае каждый сможет настроить уровень под себя.

Второй плюс — даже частично готовый мир позволяет ускорить процесс подготовки мира к работам в нём. Создавать практически с голой земли с помощью простейших элементов мир может оказаться непосильной задачей, если людей и терпения мало. Да и требования к художественным навыкам и талантам высоки. В частично готовом же мире многое можно собрать, пользуясь готовыми блоками, а то и вовсе готовой локацией. Настроить под себя, расставить предметы. И использовать. Опять же работа становится более механической, требования к художественным навыкам и талантам снижаются.

Третий плюс — чаще всего в онлайн играх значительно лучше управление. Красивая анимация персонажей, легко управляемая камера. Движения аватара куда более послушны командам и от того с ним легче себя ассоциировать. Эффект присутствия повышается, коммуникации становятся проще. И совместные действия начинают всё больше напоминать именно действия, а не просто имитацию. Во многих играх есть даже социальная анимация: поклоны, поцелуи, объятия и прочее.

Четвёртый плюс работает только в том случае, если участники группы сами интересовались когда-либо играми. В этом случае знакомая атмосфера должна дополнительно расслаблять их. Создавать более рабочую атмосферу.

Пятый плюс — к играм чаще всего куда проще присоединить и виртуальный шлем, и другие элементы управления. Если захочется усилить присутствие в виртуальной реальности.

Всё это нисколько не отменяет недостатков. Но заставляет задуматься.

В целом же рассмотрение трёх групп даёт понять, что на данный момент все варианты виртуальной реальности малопригодны для использования как есть. Готовые решения фактически отсутствуют и всё нужно настраивать и готовить под себя. Выходом могло бы быть создание отдельного сервера специально для различных религий. С наборами элементов, из которых можно относительно быстро собирать небольшие святилища или иные места для работы. С раздельным доступом. И с небольшим тарифом для желающих. Но возникнуть такой сервер может только в условиях реальных потребностей рынка. Т.е. пока нет попыток самостоятельного освоения виртуальности, не будет и готовых решений для желающих.

Возможно, в таких условиях лучшим решением будет создание официальных резиденций с праздничными мероприятиями в рамках хотя бы Second Life. С постепенным развитием этой концепции. Поскольку остальные варианты потребуют куда более серьёзного вложения сил. Например, инициативная группа могла бы просто создать под себя версию виртуального мира. Благо сегодня есть немало графических движков для разработчиков. С недавних пор доступным и бесплатным стал даже движок Unreal, один из лучших 3D движков. Но этот вариант требует уже изрядных навыков в программировании.

Как и во многих других случаях, путь начинается вкривь и вкось. Но перспективы его прекрасны. Возможно, всем нам стоит хотя бы попробовать освоиться в виртуальном мире сегодня, чтобы не отстать от технологий завтра. Но пока это путь сложный. Пригодный больше для упорных, творческих и терпеливых. Или же для серьёзных технических специалистов.

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих

Source Article from http://wiccanscrolls.ru/%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD/

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *