Разница в миропонимании мусульман и христиан. Интересные выдержки

Ашаритская доктрина превратилас в теологическую основу ислама, особо подчеркивавшую в откровении Мухаммеда два атрибута Бога – его Волю и его всемогущество. “Аллах творит, что пожелает ( Коран, сура 14:27). Природа Господа есть его воля. Все монотеистические религии придерживаются этой концепции – для того, чтобы быть единственным, Бог должен быть всемогущим. Но ашариты концентрировались исключительно на его неограниченном могуществе, противопоставляя его разуму. “Причины”, двигающие Богом человеку неведомы и непознаваемы.

Его слова достаточно для сотворения или уничтожения, через его слово которое есть воля, а не выражение его разума (Логос). И потому, в сотворенном не отпечатывается его разум. Творение не может отражать то, чего в нем нет. Результат- во Вселенную не вложен рациональный порядок, на который возможно опереться. То что есть вместо этого – ежесекундная манифестация Божьей Воли.

Бог настолько могущественен, что всякая доля секунды – эквивалент чуда. Ничто не может вмешаться в этот миропорядок, ничто не может существовать самостоятельно, или вести полуавтономный образ жизни. В философии подобное воззрение называется “волюнтаризм” Его адепты отрицают существование вторичных причин, и считают что Бог первичен в любом проявлении реальности. Причинности не существует. Потому, то, что может показаться “естественными законами” – притяжения, физики и т.п. – на самом деле – не более, чем “привычки” или “обычаи” Бога, и он располагает полной свободой разрушить или изменить их в любой момент.

***

…Если вселенная существует просто в качестве череды чудес, она не может быть познана разумом. Другие религии, в том числе, христианство, признают чудо – но именно в качестве чуда – временных и экстраординарных приостановлений действия природных законов. Это – то, что делает их чудесами. Можно раскрыть чудо лишь после того, как исчерпаны все возможные объяснения естественных причин. В волюнтаристском исламском мышлении, однако, не существует естественных причин, от которых можно было бы отказаться. Результат – реальность становится непонимаемой, и явления – неразличимыми, потому что в них отсутствует внутренняя логика.

***
Конечное значение вышеприведенных спекуляций: “В мире не существует единства, морального, физического или метафизического, все зависит от воли Аллаха” (Дункан Макдональд). Целью описанных построений Газали была защита свободы воли Аллаха, ибо существование природных законов могло, в конечном счете , привести к мысли о том, что мир возник по необходимости, а не по божьей воле. Если некие причины породили некие последствия, то детерминистская последовательность причинно-следственных связей выводила бы на самого Аллаха. Это лишало бога возможности творить чудеса ,- атрибут, защита которого наиболее занимала Газали. Кроме того, намек на возможность автономного или полуавтономного существования чего бы то ни было ставил под сомнение доктрину единственности бога. Влияние аль-Газали на суннитский мир был огромным. Египетский юрист 14-го века Ахмад ибн Накиб эль-Мисри писал в “Классическом Руководстве к Священному Исламскому Закону” : “Науки материалистов основаны на их вере в том, что вещи сами по себе или из-за своей природы имеют причинную связь, независимую от воли Аллаха. Верить в подобное неверие – это поставить себя за рамки ислама”. В 15-м веке, следуя по стопам учителей, Мухаммед Юсуф ас-Санусси писал: “Вы начинаете осознавать, что ничто в мире не может произвести какой бы то ни было результат, потому как это логически приведет к тому, что указанный результат выведен за рамки воли и мощи нашего великого и всемогущего Защитника… И потому, еда не имеет результатом сытость, вода не влияет на влажность земель, огонь – на горение. Знайте, что все это – от Бога, без всякого вмешательства или посредничества других вещей и сил. Это не зависит ни от их природных свойств, ни от сил, которые якобы заложены в них Богом, как многие невежественные люди смеют полагать… Тот, кто считает, что подобное имеет результатом что бы то ни было – кафир”. Причины – не более “чем явления, созданные богом в качестве знаков и намеков на его желания, без всякой логической связи между ними. Потому Бог может нарушить привычный порядок вещей тогда, когда он возжелает, и для кого он возжелает”.

Подобные учения объясняют, почему и в 21-м веке Фуад Аджами вынужден докладывать: “Куда бы я ни пошел в исламском мире, везде я наталкиваюсь на одну и ту же проблему: причина и следствие, причина и следствие”. Пакистанский ученый Первез Худбой приводит следующий пример из современной жизни: Институт Изучения Политики, отросток пакистанской Джамаат и-Ислами решил “исламизировать” школьные учебники. В результате в учебнике для 3-го класса вопрос “Что случится, если животное прекратит принимать пищу?” был заменен на “Что случится, если Аллах не даст животному пищу?” Худбой указывает, что в “рекомендациях” Института содержится следующий пассаж: “В подзаголовке “Изменения, вызванные энергией” содержится скрытая отрава. Эффект не должен быть связан с причиной, ибо это ведет к атеизму. Подзаголовок создает впечатление, что причиной изменения является энергия, а не воля Аллаха”. Худбой делает следующее заключение: “Базисное предположение науки – у любого следствия есть некая причина, намеренно искореняется. Вместо физических сил причиной называется божественное вмешательство”.

Элиминация причинности делает предсказание теоретически невозможным и теологически нежелательным. Это порождает необычное ежедневное поведение. Именно поэтому, указывает Худбой “многие, если не большинство представителей улема , полагают, что предсказание дождя лежит за пределами дозволенного человеку и вторгается в божественную вотчину”. Соответственно, в 1983-1984 годах прогнозы погоды были удалены из программ пакистанского ТВ. Позднее они были по тихому восстановлены.. Если непредсказуемый Бог прямо создает погоду, то погода не может быть предсказуемой.

Источник: voprosik.net

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *