Потребности: способ диалога с миром

Счастье постоянно ускользает от нас. «Вроде бы все хорошо: семья, дети, работа. Все есть, но я не чувствую себя счастливым». О неудовлетворенности своей жизнью пишут наши читатели, о ней говорят нашим экспертам клиенты, так иногда чувствуем и мы сами… Наши желания и стремления противоречивы, мы всегда хотим того, чего у нас нет, и легко теряем интерес к тому, чего наконец достигли в жизни. Мы чувствуем, что нуждаемся в чем-то ином, в чем-то еще. Мы действительно не знаем, чего хотим. И такая неясность пугает, вызывая чувство вины, так, как будто мы недостаточно совершенны, чтобы понять самих себя.

i-want-more-leads

Неспособность жить в состоянии покоя возникает прежде всего из-за внутренних противоречий, побуждающих нас искать равновесие, новую гармонию взамен утраченной гармонии животного с природой, – объяснял основоположник гуманистического психоанализа Эрих Фромм (Erich Fromm)*. После удовлетворения животных потребностей (голод, жажда, продолжение рода) нами движут человеческие потребности. «В то время как тело подсказывает, чем питаться и чего избегать, совесть человека должна была бы подсказать ему, какие потребности следует культивировать и удовлетворять, а каким надо позволить истощиться и зачахнуть. Но голод и аппетит – это функции тела, присущие человеку с рождения, тогда как совесть, заложенная в нем потенциально, нуждается в руководстве со стороны людей, а также принципов, становление которых происходит только в процессе развития культуры».

Теория мотивации

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) первым заговорил о наших высших потребностях человека (до этого психологи, объясняя, что движет нами, использовали понятия из мира животных: инстинкты и влечения). В конце 30-х годов этот американский психолог выделил семь групп потребностей: кроме физиологических у нас есть потребности в безопасности, в контактах и любви, в уважении и самоуважении, в познании, в красоте, в самоактуализации. Потребности образуют иерархию: низшие – более насущные, и их мы удовлетворяем в первую очередь. Однако позже Маслоу отверг идею последовательного удовлетворения потребностей: голодающий человек (так же как и сытый) нуждается в уважении и любви.

Об этом

«Искусство любить»
Эрих Фромм

С этого момента большинство психологов говорят прежде всего о высших потребностях человека – физиология остается в них, но как фон. В 1950-е годы Эрих Фромм опубликовал свою теорию экзистенциальных потребностей, в 1960–70-х годах психолог Жозеф Нюттен (Joseph Nuttin) предположил, что у нас есть только одна (причем врож-денная) мотивация – взаимодействовать с миром. Уже в XXI веке на первый план вышло самоопределение. Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан (Edward Deci, Richard Ryan) полагают, что эта потребность складывается из компетенции, связанности с другими людьми и автономии (свободы). «Сегодня можно утверждать, что мы взаимодействуем с миром на трех уровнях, – подводит итог Дмитрий Леонтьев. – Как биологический организм («взаимодействуй с миром, и будь что будет»), как социальная единица («интегрируйся с группой, и будь что будет») и как индивидуальность («делай сам свой выбор, и будь что будет»). Здесь каждый оказывается одинок и взаимодействует с миром своим особым образом в поисках личной идентичности, смысла жизни, мировоззрения.

Жизнь не сводится к счастью

Чувство удовлетворенности – это сигнал обратной связи: отклонение действительного от желаемого невелико и жизнь происходит примерно так, как нам хочется. Но если мы начнем фиксировать внимание только на этих сигналах и будем строить жизнь так, чтобы в ней был максимум положительных эмоций, мы будем заботиться о том, чтобы сигналы были правильными, а не о том, как мы живем на самом деле. «Говоря про удовлетворенность жизнью, акцент обычно делают на первой части, – говорит Дмитрий Леонтьев. – Я предлагаю рассмотреть все комбинации: бывает ведь не только неудовлетворенность жизнью, но и, например, удовлетворенность не-жизнью. Самый прямой способ получить удовольствие в обход жизни – наркотики. Но жизнь гораздо интереснее и важнее, чем удовлетворение: я знаю людей, которые видят смысл в жизни и радуются ей, хотя у них нет житейского благополучия, а есть проблемы и страдания».

В этом Досье мы хотели разобраться в наших основных потребностях, не учитывая которых мы вряд ли можем надеяться на полноту бытия. Примеряя к своей жизни пять верных ответов на главный вопрос нашего существования, не будем забывать, что «свою жизнь нельзя прожить путем простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам».

* Э. Фромм «Здоровое общество» (АСТ, 2005).

Источник: http://www.psychologies.ru/

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *