О жертвоприношениях

Источник: veris-sacri.livejournal.com

Комментарий вот на этот пост и реакцию на него.

В плане жестокости, животных и булочек.
Во-первых, никаких животных на тот свет древние люди не отправляли. Это как раз пост-христианское представление о том, что у животных есть «душа», которая куда-то там пойдет. Древние люди относились к скоту, который резали, более или менее как к мясу, а Зевса, Гермеса и Екатию просто кормили по старому завету между человечеством и богами, который, благодаря уловке Прометея, в большинстве случаев оставлял богам берцовую кость, обернутую кусочком кожи с мясом. Остальное ели люди, притом, даром. Были чрезвычайные случаи — холокосты  (всесожжения — тушка сжигается вся), жертвы Посейдону живыми конями в мешке, омофагия (животное начинают кушать еще сырым, а, согласно Горацию, еще живым), и приношения хтоническим богам с удушениями, зарезанием овечки в яме, чтобы злые души попили крови, но и в этом случае, главное не мучения животных, а свежесть продукта, который доставляется на божественный стол. Немного пошлое, но верное указание на характер жертв — «Птицы» Аристофана.
Даже в поздней античности, когда появляется «оккультизм», а Порфирий агитирует против поедания мяса, предполагается, что жертвы назначены не богам как таковым, а низшему роду демонов, которые все равно объявляются любителями мясца. Так что жертва в древнем мире (а кое-где до сих пор) — это всегда угощение.
Во-вторых, «жестокость» времен неизмерима в принципе. Что более жестоко — отрубать у живого существа сразу руку или по одному пальцу? В наше время, когда мы приносим богам конфетки-бараночки, созданные на корпоративных предприятиях, которые вполне могут своими выхлопами уничтожить ту самую природу, на которую мы все так молимся, кто является живодерами — древние боги, требовавшие крови ягнят, или современные люди, молящиеся древним богам, возливая кока-колу и пиво Балтика? Но, с другой стороны, природа бездушна и всегда меняется, а вот люди… Ведь то, что мы едим, создано трудом, куда дешевле чем наш, трудом, несправедливо оплаченным и отнятым у униженных и оскорбленных с крайне тяжелыми для них последствиями — а они тоже хотят… Поэтому появляются зануды, которые безумно гордятся тем, что у них какие-то там органические огороды, с которых первинки свои они приносят любимым сакральным персонажам, как патриархи древности. При этом они забывают, откуда взяли свои орудия труда (как правило, их тоже сделали китайцы), или каким образом и у кого они приобрели свой участок земли. Из системы потребления вырваться невозможно.
Это, конечно, не означает, что не надо приносить Гекате печеньки. Возражения о том, что вместо печенек следует приносить что-то крайне дорогое, мне кажутся не вполне уместными — дело в том, что со времен модерна божество уже не может всерьез восприниматься как голодный и жадный ребенок, знающий лишь обмен — не потому, что возможность существования такого божества подвергается сомнению, а по причине перемены моральных вкусов. Как сказал Ницше: «даже если бы такой бог существовал, ему не следовало бы молиться ни в коем случае». Искренность, щедрость, безусловная любовь — уже доступные нам, но крайне дефицитные качества, которые мы, по-фейербаховски, переносим на Больших Братьев, так же, как древние переносили на них автоматическую справедливость (do ut des — даю, чтобы ты дал), которая ныне, благодаря институтам современного государства и рыночной экономике, уже более или мене стала частью нашей жизни и особого благоговения не вызывает.
А вообще Богиня сказала в Наказе: «Я не требую ничего в жертву, ибо воистину я Мать всех вещей и моя любовь изливается на всю землю» (Прозаический Наказ).

Статьи по теме:

Оставить ответ