О традиционализме в викке, которого нет, и дай Боги, чтоб и дальше не было

http://der-narrenturm.livejournal.com/7943.html

Обещанный пост на животрепещущую для русскоязычного языческого сообщества тему.

Конечно, в викканском лексиконе слово «традиция» определенно присутствует, и поминается к месту и не к месту. Но вопрос в том, что под этим словом в викке понимается. Определенно, это совсем не та «традиция», которая была бы мила сердцу языческого традиционалиста.

Традиция в викке — это, в первую очередь, линия инициатической преемственности, восходящая к Гарднеру, а через него — к мифическому ковену «Нью-Форест». Таковых традиций в викке насчитывается две: собственно гарднерианская, и александрийская. Отличие между ними только в том, что последняя возводит свою линию к Гарднеру через Александра Сандерса, полагая оного фигурой не менее важной. Гарднериан и александрийцев вместе называют «традиционными викканами», или БТВ — «британская традиционная викка».

Во вторую очередь, в более широком смысле, под «традицией» иногда понимают любое крупное течение в рамках викки, имеющее те или иные особенности, например «дианическая викка», «дааническая викка», «фейская викка» и т.д. Такие течения тоже иногда называют «традициями», хотя они могут и не восходить непосредственно к Гарднеру, и даже не иметь строгой приемственности внутри себя самих.

Всё. Никаких других «традиций» в викке нет.

Имеют ли наши викканские традиции какое-то отношения к той самой сакральной «Традиции» Генона и Эволы? Ой, вряд ли. И уж конечно они не имеют никакого отношения к интегральному традиционализму.

Да, когда викка только зарождалась, весь этот «возрожденческий» пафос был не чужд и нам. Гарднер настаивал, что его религия придумана не им самим, а является пережившим средневековье языческим культом, имеющим свое начало аж в неолите. То есть, традиция как бы даже и не пресекалась, просто у нее были тяжелые времена, но теперь-то она возьмет своё.

Гарднер был, мягко говоря, немного не прав (сейчас я оставлю рассуждения, намеренно ли он искажал реальность, то бишь врал, или искренне заблуждался, это не важно для поднятой темы), и это относительно быстро выяснилось. И что же? Вы думаете, виккане сказали: «Нас на*бали, расходимся»? Отнюдь. Большинство сказало: «Э… ну ладно. Но круто же вышло! Пусть и дальше будет так!». Утрата иллюзий, связанных со следований какому-то «древнему» пути почти не оказала негативного эффекта на викканском самоощущении. Напротив, это даже добавило «отдачи» от следования викканским путем: не скованные более необходимостью строго придерживаться «самой Морганой» установленных правил, виккане смогли сосредоточиться на собственном духовном опыте и поиске сакрального. В числе прочего, это обстоятельство сыграло свою роль во взрывном росте числа «эклектических» виккан и, собственно, в самом появлении «эклектического» направления в викке.

Статья по теме:  Молитва к Джихути (Тоту)

Итак, на данный момент мы имеем два основных «крыла» в викке: традиционное и эклектическое. В России широко представлено только последнее, и сам я принадлежу именно к нему. Разумеется, «варясь» в эклектической викканской тусовке я могу с большей уверенностью говорить и делать выводы именно об этом крыле. Однако, к счастью, мне довелось пообщаться и с двумя традиционными викканским жрицами, что позволяет мне высказать свое мнение так же и об этом направлении, хотя, конечно, в этом случае моим словам следует доверять с меньшей степенью.

Являются ли традиционные виккане традиционалистами? Нет. Ан масс, у них нет никаких иллюзий относительно «древности» их пути, они не следуют каким-то реальным языческим традициям, они следуют своей собственной традиции, установленной Гарднером в середине ХХ века, собранной им «с мира по нитке»: что-то из британского и кельтского фольклора, что-то из восточных и эллинистических языческих культов, а что-то — так и вовсе у масонов, Золотой Зари и Кроули (да, тот самый оккультный компонент в викке, о который сломано не мало копий, и о котором никогда нельзя забывать). И даже с этой полувековой традицией они в последнее время позволяют себе обращаться довольно вольно. «Заветы» Гарднера воспринимаются исключительно как рекомендации, а не строгое руководство к действию. Они так же не вкладывают в свою традицию какого-то сакрального значения: это просто удобная, устоявшаяся форма культа, которая выдает стабильный результат, но которой, при необходимости, можно пренебречь, и ничего страшного не случится. То обстоятельство, насколько адекватно викка отвечает вызовам современного общества, является для традиционных виккан вопросом не менее, а может, даже более важным, чем слепое и строгое следование традиции.

Имеют ли традиционные виккане какие-то предубеждения против «нетрадиционных» эклектиков, вроде нас? Это вопрос более сложный: да, поначалу конфликты, насмешки, и взаимное недопонимание были нередки. Однако к настоящему моменту этот этап практически преодолен. Неформальный лидер традиционных виккан континентальной Европы Моргана Ситхоув на встрече с викканами Санкт-Петербурга на этот счет высказалась довольно однозначно: традиционная викка, по сути, не менее эклектична, чем собственно эклектическая, просто она возникла раньше и успела устояться в определенную ортопраксическую систему, однако принципиальных отличий между тем, что делаем мы, и что делают гаднериане или александрийцы она не видит.

Насколько викканам вообще интересны реально существовавшие и существующие языческие традиции? Безусловно, интересны. Они — источник нашего вдохновения, компендиум образов, с которыми мы работаем. Причем, языческим традициям конкретно той территории, на которой ты живешь, также должно уделять внимание. Иными словами, для русского викканина было бы логично включить в свою практику если не Перуна и Велеса, то хотя бы Лешего, Домового, или Бабу-Ягу. Это считается правильным (во всяком случае, той же Морганой). Однако, при этом, ты отнюдь не обязан пытаться в точности реконструировать реально существовавший культ этих богов и выстраивать свой ритуал так, как это делали «предки». Важным является исключительно установление личного контакта с «духами места», каким образом ты этого достигнешь — дело десятое.

Статья по теме:  Молитва в трудный час

Далее: являются ли традиционалистами эклектические виккане? Очевидно, что нет, на то они и эклектические. Хотя, конечно, тут трудно делать однозначные выводы: эклектическая викка — это птичья стая, у каждого из нас — своя собственная викка. Возможно, кто-то из нас и читает по ночам Эволу, однако, в этом случае, для такого человека выбор викки в качестве своей веры выглядит как минимум странно. Но всякое бывает. Однако, в большинстве своем, для эклектических виккан религиозные представления их предков и попытки реконструкции того или иного культа вообще не представляют интереса, а если и представляют, то только в качестве дополнения к викканской практике. К примеру, некоторое время назад, неоднократно предпринимались попытки скрестить викку с родноверием и создать нечто вроде «славянской викки». Насколько мне известно, ничего из этого не вышло, во всяком случае, широкого распространения эта тенденция не получила.

И что характерно, если религиозные представления древних язычников еще как-то могут интегрироваться в викканскую практику, то их этические установки древних сообществ однозначно не принимаются ни традиционными викканами, ни эклектиками. Викканская этика устоялась достаточно прочно: «Если это никому не вредит, делай, что пожелаешь» — вот та печка, от которой мы пляшем. Что считали преступным, а что — благим, к примеру, древние русичи, нас не касается. Они там, а мы тут. Мы можем интересоваться этим вопросом, но исключительно факультативно.

Конечно, нельзя отрицать, что многие «добродетели» современной викки, как то почтение к природе, включенность в природные циклы, наш календарь, пытающийся воссоздать аграрный календарь древних земледельцев, и так далее, основаны на представлениях о жизни архаических сообществ. Однако насколько они в действительности соответствуют этой самой архаической жизни, вопрос дискуссионный. Наличие какого-то «почтения к Природе» у человека, занимающегося подсечно-огневым земледелием мне кажется весьма спорным.

И наконец, стоит вспомнить о таком явлении, как «викканский фундаментализм». Фундаменталистами я называю тех виккан, что до сих пор верят и озвучивают характерные для начала-середины ХХ века идеи и концепции древнего матриархата и непрерывность древнего же (ажно неолитического!) культа Великой Богини дошедшего до наших дней в форме викки. Являются ли традиционалистами они? Я вас умоляю! Для таких виккан важна не реальная древняя традиция, а сакральный миф об оной, который они тщательно оберегают от любых нападок. Любые научные археологические, этнографические или филологические данные ими прямо отвергаются, буде те не ложатся в их концепцию. Во что в действительности верили наши предки им совсем не важно. Причем, что характерно, так же, как и остальные виккане, наши фундаменталисты личный духовный опыт ставят во главу угла, просто он у них доминирует вообще над всем, включая здравый смысл. При всем желании, обвинить в традиционализме того же Виктора М, у меня язык не повернется. Вряд ли он вообще знает, что это такое. Хотя, конечно, он единственный, кто хоть как-то причастен идеям о сакральной «Традиции» из числа виккан, но Генона он точно не читал.

Статья по теме:  Месса мира

Что необходимо сказать в завершении. В языческой среде, что русскоязычной, что нет, неоднократно возникают дискуссии, возможно ли язычество без традиционализма. Так вот что у меня есть сказать по этому поводу: если таки не возможно, то викка — не язычество, увы. Традиционалиста здесь днем с фонарем не сыщешь. Куда тогда отнести викку — к нью-эйджу ли, к оккультизму ли, или еще куда — вопрос спорный, однако, не то что бы очень животрепещущий. Большинству виккан, осмелюсь предположить, всё равно: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь».

Однако это вовсе не означает, что мы обязаны соглашаться с такой постановкой вопроса. Те из нас, кто вообще уделяет внимание этой проблеме, не обязаны соглашаться с обязательностью традиционалистского компонента в современном язычестве. При желании, понятие «язычество» можно вывести и из других мировоззренческих установок. А уж «неоязычество» — и подавно, было бы желание. Однако это уже тема отдельного размышления, в данном тексте я ее затрагивать не стану.

И самом конце: лично я — очень рад, что в викке нет традиционализма. Как по мне, именно это обстоятельство и делает викку виккой и является ее конкурентным преимуществом. Собственно, свою викканскую «карьеру» я когда-то начал именно с текста на эту тему — то был первый пост в этом блоге. С тех пор, мои взгляды, конечно слегка изменились, но не принципиально: трационализма у нас и так везде с избытком, должно же быть что-то свободное от него. И вообще — свободное.

Ведь именно свобода — главное в викке.

(с) Айтварас Наррентурм, он же Падре.

Powered by WPeMatico

Статьи по теме:

Ритуал Бельтайна. Виккане Северной Столицы, 2016... 1. Приветствие Дьякон: Ветер доносит до нас дух пришедшей весны. Май у нашего порога, братья и сестр...
Кулинарные рецепты Рецепты                                                                               Йольское Пол...
Молитва Богу-Утешителю Фрагмент картины «Юпитер и Семела» Гюстава Моро Бог сильный, Бог мой, Бог отец, просветитель серде...
Ламмас-2014, Летний Фестиваль ВСС... Ритуал рассчитан на 3 жриц (Девы, Матери и Старухи),  жреца, стражей четырех стихий и других участни...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *