Новое социологическое исследование современного язычества

Исследователи из университета г. Тромсё (Норвегия), Джеймс Р. Льюис и Хелен Бергер разработали новый вопросник (the Pagan III survey) для современных язычников, который, по мысли создателей, должен выявить изменения, произошедшие в мировом языческом сообществе за последние 15 лет. Прежде Льюис и Бергер уже проводили подобные исследования в конце 1990-х, 2000-х и начале 2010-х гг.

Как и предыдущие подобные опросы, этот предполагается вести через Интернет, пользуясь платформой SurveyMonkey. 

Как говорит создатель вопросника Дж. Льюис, «третий» опрос создавался, исходя из перемен, зафиксированных в языческом сообществе уже опросом «вторым» (2010 – 2014): средний возраст «обращения» в язычество значительно возрос (26 лет для 2000-2010-х гг. по сравнению с 16 для 1970-х и ранее), значительно выросло число женатых/замужних язычников, язычников с постоянной работой, число одиночек (solitary) и «интернетных язычников». Если рост браков и постоянно работающих среди язычников не выходит за пределы ожидаемого для сообщества со средним периодом принадлежности к нему в 15 лет, то Дж. Льюис и О.-Т. Утаакер все же говорят, что это является свидетельством против антисектантской критики новых религиозных движений как резко враждебных обычным социальным институтам. То же относится к образованию: согласно авторам, «эти данные могут послужить для иллюстрации того факта, что язычество не просто привлекает образованных людей в качестве участников движения, как можно заключить, например, из показаний опроса…, но также, что участие в движении не препятствует повышению образовательного уровня, как это бывает в некоторых других религиозных движениях» (Lewis & Utaaker, Processual Pagans).

Отдельные пункты опроса довольно интересны, и прежде не появлялись в подобных вопросниках. Различие в реалиях общественной жизни в России и за рубежом делает точный перевод некоторых терминов трудным, если не невозможным: так, если слово «активист» в русском языке имеет оттенок сильной преданности делу, а адекватного термина для «сочувствующих активизму» или даже «сочувствующих активистам» не существует, в английском используются емкие термины, охватывающие разные степени и виды вовлеченности. Еще хуже обстоит дело с неуловимой “psychic ability”, которая может использоваться как в быту для определения интуиции, так и в специфических смыслах, связанных с оккультными представлениями или представлениях об экстрасенсорике. Слово “happy” я перевожу как «удовлетворен(а) жизнью», потому что это куда более отвечает его использованию в социологии, нежели русское слово «счастлив(а)».

Вопрос о ценности подобного опроса для России (конечно, с заменой в ряде случаев содержания вопросов для того, чтобы опрос мог соответствовать актуальным российским реалиям) остается открытым: все знающий английский язычники приглашаются к участию хотя бы в качестве эксперимента. Опрос строго анонимный; по уверению создателя, он «НЕ фиксирует идентифицирующей информации или IP-адрес».

*  *  *

Избранные пункты опроса:

22. Волнующие Вас социальные проблемы.

Считаете ли Вы себя сторонником охраны окружающей среды (environmentalist)?

1. да. 2. иногда. 3. нет.

Сдаете ли Вы мусор на переработку?

1. да. 2. иногда. 3. нет.

Считаете ли Вы себя сторонником феминизма?

1. да. 2. иногда. 3. нет.

Считаете ли Вы себя сторонником защиты прав ЛГБТ (pro-gay rights)?

1. да. 2. иногда. 3. нет.

Считаете ли Вы себя сторонником защиты прав животных (pro-animal rights)?

1. да. 2. иногда. 3. нет.

23. Социальные проблемы, волновавшие Вас прежде, чем Вы стали идентифицировать себя как язычника.

[Те же вопросы, сформулированные в прошедшем времени]

24. Можете ли Вы сказать, что Ваша интуиция/Ваши «сверхобычные психические способности» (psychic ability) развились с тех пор, как Вы начали идентифицировать себя как язычника/язычницу?

1. нет, или не существенно. 2. да, незначительно. 3. да, по крайней мере на время. 4. да, существенно

30. Удовлетворенность жизнью: с тех пор, как я начал(а) идентифицировать себя как язычника/язычницу,

1. я стал(а) менее удовлетворен(а) жизнью (happy), главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

2. я стал(а) менее удовлетворен(а) жизнью, но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

3. я стал(а) менее удовлетворен(а) жизнью, но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;

4. я стал(а) более удовлетворен(а) жизнью, главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

5. я стал(а) более удовлетворен(а) жизнью, но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

6. я стал(а) более удовлетворен(а) жизнью, но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;
7. мое положение не изменилось;

8. ничто из вышеперечисленного или затрудняюсь ответить.

31. Финансовое положение: с тех пор, как я начал(а) идентифицировать себя как язычника/язычницу,

1. я стал(а) менее финансово успешен(на), главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

2. я стал(а) менее финансово успешен(на), но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

3. я стал(а) менее финансово успешен(на), но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;

4. я стал(а) более финансово успешен(на), главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

5. я стал(а) более финансово успешен(на), но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

6. я стал(а) более финансово успешен(на), но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;

7. мое положение не изменилось;

8. ничто из вышеперечисленного или затрудняюсь ответить.

32. Социальная активность: с тех пор, как я начал идентифицировать себя как язычника/язычницу,

1. я стал(а) менее социален(льна) (контакты с другими людьми стали реже), главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

2. я стал(а) менее социален(льна), но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

3. я стал(а) менее социален(льна), но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;

4. я стал(а) более социален(льна) (контакты с другими людьми стали реже), главным образом из-за моей принадлежности к язычеству;

5. я стал(а) более социален(льна), но лишь отчасти из-за моей принадлежности к язычеству;

6. я стал(а) более социален(льна), но, вероятно, не из-за моей принадлежности к язычеству;

7. мое положение не изменилось;

8. ничто из вышеперечисленного, или затрудняюсь ответить.

34. Какое утверждение наилучшим образом описывает Вашу веру?

— существует личностный бог

— существует личностная богиня

— существуют личностные боги и богини

— существует управляющий миром разум (guiding intelligence)

— существует некий дух или жизненная сила

— существует нечто [выше человека] (something out there), но я не берусь описывать, что или давать этому имя

— я не знаю, что думать по этому поводу

— я не думаю, что существуют какие бы то ни было боги, богини, дух, жизненная сила или управляющий миром разум

— ничто из вышеперечисленного

35. Если бы Вам пришлось выбирать из предложенных вариантов, как бы вы описали себя?

— религиозный человек

— духовный человек

— ни религиозный, ни духовный человек

— агностик

— атеист

— ничто из вышеперечисленного или затрудняюсь ответить

36. В какой степени Вы согласны с каждым из приведенных ниже утверждений?

1 – сильное согласие, 2 – согласен(сна), 3 – нет мнения/не важно, 4 – не согласен(сна), 5 – сильно не согласен(сна)

В древности существовали такие развитые цивилизации, как Антантида.

Некоторые средства альтернативной медицины по крайней мере так же эффективны, как конвенционная медицина.

Некоторые люди обладают способностью исцелять при помощи средств, которые не могут быть научно проверены.

Возможно изменять мир при помощи одной лишь силы мысли.

Возможно быть ясновидящим.

Возможно общаться при помощи телепатии.

Возможно общаться с мертвыми.

Сны могут иногда предсказывать будущее или открывать скрытые истины.

Все имеют духовных проводников (guides) (будь то ангелы, духи, животные силы и тому подобные сверхчеловеческие существа).

Некоторые НЛО, вероятно, являются космическими кораблями из отдаленных миров.

Инопланетяне участвовали в человеческой истории в далеком прошлом.

Камни и кристаллы могут обладать магической силой.

Ношение колец или других украшений с особыми камнями или кристаллами может позитивно влиять на здоровье носителя.

Астрологические силы влияют на жизнь и личность человека.

По крайней мере некоторые астрологи, хироманты, предсказатели и ясновидящие могут предвидеть и предсказывать будущее.

Мы собираем определенную карму в результате наших мыслей и действий.

Прошлые действия, в этой или предыдущей жизни, могут иметь кармический эффект в настоящем.

Мы перерождаемся на земле после того, как умираем (реинкарнация).

Божественное заключено в тебе самом.

Мы приближаемся к совершенно новой эре, когда радикальным образом изменятся наши представления о науке, духовном знании и/или человечестве.

Самая главная проблема, стоящая перед человечеством – отсутствие любви и солидарности.

«Современность» в специфическом смысле культуры, где господствует чисто научное мировоззрение, секуляризация, урбанизация и т.д., является проблемой.

Все духовные пути обладают равной ценностью.

44. В какой степени Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями?

1 – сильное согласие, 2 – согласен(сна), 3 – нет мнения/не важно, 4 – не согласен(сна), 5 – сильно не согласен(сна)

Свидетельства об инопланетянах скрываются.

Многие важные тайны не раскрывают широкой общественности.

Существуют тайные группы, которые существенно влияют на принятие политических решений.

Существуют организации, которые собирают подробные сведения об отдельных лицах, критикующих правительство; подобные лица находятся под постоянным наблюдением.

Правительство уничтожает отдельных людей, которые либо погибают при невыясненных обстоятельствах либо пропадают без вести.

Некоторые болезни, лекарства и новые технологии испытывают на простых гражданах или определенных их группах без их ведома.

Небольшая, тайная группа людей имеет существенное влияние на мировую экономику.

Информация о средствах лечения СПИДа, рака и других «доходных» заболеваний сознательно скрывается медицинскими корпорациями.

Развитию новых и более совершенных технологий сознательно препятствуют люди, чьи деловые интересы могут пострадать от их развития.

Официальные СМИ всегда освещают только строго определенную информацию.

Евреи не более, чем другие люди, склонны действовать при помощи тайных групп заговорщиков.

Мусульмане не участвуют в организованном и религиозно санкционированном обмане с целью захватить власть над обществом.

44. В какой степени Вы согласны или не согласны со следующими утверждениями?

1 – сильное согласие, 2 – согласен(сна), 3 – нет мнения/не важно, 4 – не согласен(сна), 5 – сильно не согласен(сна)

Было бы хорошо, если бы все группы в обществе могли быть равны.

Равноправие общественных групп должно быть нашим идеалом.

У представителей всех групп должны быть равные шансы в жизни.

Мы должны делать, что можем, чтобы уравнять условия жизни для разных групп.

Равенство общественных групп благотворно для общества в целом.

У нас было бы меньше проблем, если бы мы в большей степени относились к людям, как к равным.

Мы должны стремиться к тому, чтобы доходы были как можно более равными.

Никакая общественная группа не должна доминировать в обществе.

Источники:

Статья в журнале Pagan Dawn: http://www.pagandawnmag.org/pagan-population-changing/

Ссылка на сайт опроса

Статья Дж. Льюиса и О.-Т. Утаакера «Язычники в процессе: квази-лонгитудные подходы к социологическому опросу»

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *