Марийское моление

Источник: paganko.ru

«Шнуй тулолма шыкш — Дым жертвенных костров»

02-2

Осенью каждого года в финно-угорской республике Марий Эл проходят Всемарийские моления приверженцев Марийской Традиционной Религии. Последнее моление состоялось 18 октября 2015 года в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур. На нем собралось около двух тысяч человек. На него приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Нижегородской, Кировской и Костромской областей, из Москвы и Минска. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, всех осознанных финно-угров, которые собираются со всех уголков необъятной России.

03-2

Васли Тумаев, участник моления. Цикма.

На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести:

Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными. Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла — марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу. Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор — и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота.

04-2

Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на священной горе Чумбылат в Кировской области

Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села, сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из других земель. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 «онапу» рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.

Всё по солнцу, основной — Тӱҥ Юмо — Бог-творец, далее — Мланде Ава — Земля-мать, дух земли. Шочын Ава – Мать-рождения, дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо — дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза — дух, судья, распорядитель справедливости.

05-2

Василий, фермер. Кукмарь

Что такое «онапу»? Это Душа Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.

Наши карты-жрецы центром моления выбирают именно его. На разных молениях и в разных Кӱсото бывает разное количество онапу.

06-2

Иван Богомолов, художник. Йошкар Ола

Мы семьей каждый год на моление ездим. Традиция почитания предков в нашей семье привита сызмальства, свято чтили завет и оберегали рощи. У меня в памяти сохранилось семейное моление в кӱсото «Пактек корем» в 1970 году. Обряд с жертвенным даром вёл карт, наш сосед Элыксандр Кочай. В то время традиционная религия была под запретом коммунистов ,по этому у нас только родовые, семейные моления проходили.

Всемарийские осенние моления проводятся поблизости от нашей родной деревни Кукмарий каждый год, в рощах: «Чокмото», «Тумньымучаш ото», «Нурсола Ош Куэр ото». Здесь берут начало истоки рек: Кундыш, Ӱшӱт, Шуй, Немда.

Утренние напутственные слова нашей мамы о благостном проведении молении всегда в радость и придают бодрость духа нашей большой семье.

07-2

Работницы мастерской одежды «Сайвер». Йошкар Ола

Мы привезли на моление льняную одежду с традиционной марийской вышивкой. Это все наша мастерская «Сайвер» делает. А рядом, при входе в Кӱсото, деревянное строение издалека напоминающее часовню. Про него все новички нас спрашивают. В нем находится Казначей – которому каждый желающий может принести пожертвования. Как и всякая традиционная религия наша Марий йӱла имеет свою кассу.

Деньги как всегда идут на благотворительные цели — для покупок инвентаря. Наверняка котлы чугунные в Чебоксарах покупают, на транспортные расходы нужны деньги и на другие нужды. Для организации следующих всемарийских осенних молений.

Будете в Йошкар Оле, заходите в нашу мастерскую на Подольских курсантов д.14А!

08-2

Жительницы ближайшей округи

Узнав, что в нашей священной роще, рядом с деревней, будет проводиться всемарийское моление, мы отправилась сюда, не раздумывая. Это традиция наших семей, нас родители с детства приучили. Принесли традиционные угощения и жертвенного гуся, благодарить Бога за милость к нашим мольбам.

09-2

Бушков Руслан Аркадьевич, историк и этнограф. Казань

Я приехал из Казани. По профессии и призванию я историк и этнограф. Изучаю финно-угорскую историю Поволжья. Когда сюда проникли древние тюрки, их в принципе было всего несколько тысяч воинов-всадников. Недавно по телевизору смотрел передачу, снятую в Болгарии, кто такие булгары. Все знают, что часть булгар из земель нынешней южной Украины ушла на Дунай, а другая на среднюю Волгу. Они всегда говорили – мы булгары, а вы местные. Известно, что булгары называли наших финно-угорских предков черемисы. В переводе с древнетюркского чира, чирмыш означает «местный». Черемисы это «местные люди». Потом это стало означать «ополченец», «воин». Черемисы очень воинственный народ, марийские воины вместе с мордвой составляли 30% войска Московского царства в 15-16 веках. Эту мысль я буду раскручивать в моих новых книгах по истории марийского народа.

10-2

Велемудр, славянский родновер. Киров

Я из соседнего Кирова. У нас там славянская община. Заканчиваю исторический факультет ВятГГУ. Думаю, что Марийский край — это настоящая языческая жемчужина России. Марийская традиционная религия это уникальное богатство, которое необходимо не просто сохранять, а широко популяризировать. Как для самих марийцев, так и для нас русских. У нас в Кировской области много обрусевших марийцев. Знаете, что меня больше всего поразило в марийской традиционной религии? Я сразу обратил внимание, что это единственная религия в России, в которой ее адепты молятся за всех своих соседей, и вообще за весь мир. Я думаю, что во время моления происходит общение, диалог молящихся и Богов.

11-2

Справка

Марийская традиционная религия в 21 веке продолжает играть важную роль в жизни современного марийского общества. Она, будучи национальной верой для всех мари, интегрирует людей из разных регионов, часто напрямую не связанных с политическим центром, ядром – Марий Эл, в единое целое. Участники молений никогда не подразделяются по месту проживания, все они – «ош мари, чи мари», «белые марийцы, чистые марийцы», дети Ош Поро Кугу Юмо, Великого Белого Бога. Общемарийский и даже общефинно-угорский аспект здесь главенствует над локальными различиями.

12-2

А карты и онапу – всего лишь проводники, через которые молитвы людей передаются на Небо к Юмо.


 

 

 

Статьи по теме:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *