Марафон «Викка: год и один день». Практика тридцать третьего дня (часть 2)

with Комментариев нет

День размышлений: центр знаний

Мысли о природе знаний, их месте в жизни, ограниченности и нужности вообще переросли у меня в крайне интересный вопрос, который я пытался решить для себя уже давно: «Не приводит ли увеличение знаний к «бездушности», «черной магии» и «жестокости».

Действительно, знания очень часто противопоставляются морали. Связано это с тем, что основной рычаг давления «больших и светлых» принципов на человека лежит в сфере эмоций. Но чем более развит разум, чем больше в нем осознания, тем меньшую власть имеют чувства и эмоции над человеком. Сначала он становится практически недоступным «аффективным состояниями». Затем смотрит на свои поступки с «позиции наблюдателя». Значит ли это, что следующий шаг — бездушный некромант, который манипулирует другими людьми и убивает их, т.к. «зомби эффективнее копают поля»? (у меня возник именно этот образ). И стоит ли на самом деле отбросить наконец «кандалы морали и эмоций» встав на этот путь.

Или нужно ли пойти по «пути юродивых». Стать безумцами, впасть в детство и бесконтрольное эмоционирование?

Как только такая мысль закралась ко мне в голову, как я тут же услышал слова из недавней лекции, посвященной просветлению: «Все в этом мире от Бога. В стремлении к просветлению мы на самом деле жаждем воссоединиться с божественным, убрать границу между собой и им. Часто нам кажется, что основной такой границей является Ум. Но если в этом мире все от Бога, то значит и Ум от него! Значит в этом мире есть для него место и значение, а убрав его, мы потеряем ровно столько же, сколько убрав Бога целиком». Таким образом, ум и знания не просто «механизм бездушной и беспощадной эффективности». Для них есть место, которое необходимо определить. Когда же они вылазят из предназначенной им роли, то уподобляются раковой опухоли, ведущей к смерти и страданию.

Быть может, наше восприятие ума как чего-то холодного и опасного зиждется на том, что этот самый ум мы и не развиваем в достаточной степени? Или развиваем однобоко? Да, история знала безумных ученых, которые преступили все законы морали ради эффективности…но действительно ли их действия были эффективны? Четкого ответа здесь нет. Мы не знаем насколько эффективна была бы работа «безумных ученых», если бы они шли рука об руку с эмоциями и моралью. В то же время, мы можем практически наверняка утверждать, что такие ученые не были счастливы. Знания стали для них всем, заменив собой семью, любовь, радость и множество других важных вещей. Сделав в итоге из человека машину для исполнения конкретных функций «умоприменения». Таким образом, вместо «свободы чистого разума» они стали его рабами.

В то же время, мораль возникла не на пустом месте! Она играет очень важную роль в обществе. И основная эта роль — взаимодействие с другими людьми. А команда практически всегда будет действовать эффективнее, чем все ее члены вместе взятые. Это тот самый «закон синергии». Вот для того, чтобы этот закон начал действовать и разработана мораль. Она — своеобразный «переходник» между ценностями разных людей.

Таким образом, ум состоит не в том, чтобы полностью «убрать мораль и стать бездушным человеком», а в том, чтобы понять всю ту выгоду, которую она дает (также как эмоции и другие «неразумные реакции»), перестать быть ее рабом и начать использовать эффективно.

Вторая мысль в ходе размышлений была интересна, но существенно меньше: «Знания — сила?».

Отвечая на этот вопрос я вынужден был спросить себя: а что такое знание? И для себя же ответил — это обладание информацией и навыками по наиболее эффективному применению силы. Таким образом, я не могу сказать, что знание заменяет собой силу. Оно помогает ей реализовываться! И без силы, без того «что» должно реализовываться, знания становятся просто «теоретической информацией», которая лежит и бесцельно пылится на дальних полках памяти.

Автор: Negoc (Павел Федоров)

Источник: spellway.ru

Статьи по теме:

Оставить ответ