Мандала в современной психотерапии

Мандала — символический рисунок, обычно — квадрат внутри круга или круг внутри квадрата, с каким-либо символом в центре. В восточной эзотерической культуре используется для медитаций. К.Г. Юнг интерпретировал мандалу как универсальный психический образ, символизирующий самость — глубинную сущность человеческой души.

Муладхара Свадхистана 40da9bb38c9b АнахатаВишудха Анджна Сахасрара

Изображения мандал встречаются уже в самых ранних, первобытных культурах. Круг символизирует священную территорию, место силы, поэтому мандала способна оградить от враждебных сил. Кроме того, мандала олицетворяет связь с Абсолютом, с высшими силами. Ее центр — это изображение Солнца, Небесной Двери. Многие индуистские храмы построены в форме мандал — они представляют собой сочетание кругов и квадратов и символизируют различные уровни космоса. Включают в себя мандалы и изображения человеческой личности, которой предстоит пройти путь от своего эго к Абсолюту, постепенно переходя от одного уровня вселенной к другому. Изображения демонов напоминают о низменных страстях, тех частях психики, которые препятствуют пути к просветлению. В эзотерическом плане мандала символизирует целостность, единение духа и материи, мужского и женского начала и т.д. Символика мандал богата и многообразна…

К.Г. Юнг выбрал образ мандалы потому, что считал его одним из самых непосредственных проявлений глубин бессознательного. В этом образе человеческая душа изображает саму себя и тем самым помогает человеку обрести целостность. «Истинная мандала, — писал К.Г. Юнг, — это всегда внутренний образ, который постепенно строится активным воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или когда нужно разобраться в каком-либо положении, не разъясненном в священной доктрине». Мандала — это своеобразный мостик между внутренним и внешним мирами, он позволяет изобразить в виде рисунка самые тонкие и невыразимые обычными средствами переживания. Он же способен перенести человека в «иные миры» при помощи концентрации на многозначных, символических образах.

Мандалы можно увидеть не только на рисунках, но и в своих собственных сновидениях. «Мне кажется бесспорным, что эти восточные символы рождены снами и видениями, а не изобретены основоположниками церкви Махаяны,» — пишет К.Г.Юнг. Символикой мандал обладает любое сновидение, где присутствует мотив круга и центра. Это могут быть круглые предметы, движение по кругу, циклы времен года или времени суток. Например, К.Г. Юнг анализирует такой сон, связанный с символикой мандалы: «На борту корабля. Сновидящий занят освоением нового метода определения положения судна. Иногда оно слишком далеко, иногда — слишком близко. Имеется карта, на которой начерчен круг с ее центром». Задача сновидца — найти центр. Интересно, что когда он рассказывал об этом сне своему аналитику, то вспомнил, что недавно он видел другой сон с подобной символикой: он стреляет в мишень и никак не может попасть в центр. Оба сна показались ему очень значительными. Очевидно, что нахождение центра — символическое изображение наиболее важной для него жизненной проблемы.

К.Г. Юнг пытался понять, почему бессознательное столь настойчиво посылает современному европейцу эти древние символы. «Единственное объяснение, которое я могу здесь представить, — пишет он, — психологическое. С этой точки зрения все может быть сгруппировано общей концепцией мандалы, выражающей сущность некоторого рода позиции». Эта позиция выражает отношение человека к своей самости — наиболее глубинному и таинственному из всех архетипов. Самость не имеет четких границ и определений, поэтому проявить себя она может лишь при помощи древних магических образов, хорошо известных, но одинаково таинственных и для человека «зари цивилизации», и для сегодняшних путешественников по пространствам своей души.

Изображения мандал используются современными психотерапевтами при работе с измененными состояниями сознания, для погружения в трансовые состояния и для символического изображения своих чувств и внутренних образов. Рисование мандал широко используется в холотропной терапии: после возвращения из своего «внутреннего путешествия» и знакомства с глубинными образами бессознательного человеку предлагают создать несколько рисунков в виде мандал, которые могли бы служить символическим выражением его опыта. В различных направлениях юнгианской психологии рисование мандал — это один из способов создать подходящий символ для многоплановых, невыразимых переживаний, связанных с работой в технике активного воображения, или самопроизвольно возникающих в значимых сновидениях. Символика мандал столь глубока и неисчерпаема, что раскрываемые ею возможности по истине бесконечны.

Источники: Журнал Психология , Harmony. Форум о магии

Полезные ссылки по теме

Статьи по теме:

Мандала в современной психотерапии: 2 комментария

  1. «церковь Махаяны» — ))). Ну, перевели)

    Чтобы объяснить происхождение тантр, можно привести один из наиболее известных примеров — тантру Калачакры; считается, что ее передал сам Будда Шакьямуни. Однако ясно, что Будда не мог передать ее в своем материальном облике, потому что божество Калачакра изображается в соединении со своей юм, тогда как сам Будда был монахом. Отсюда видно, что передача Тантры осуществляется не через обычный контакт, но через чистое измерение преобра жения, которое могут воспринять только люди, имею щие для этого достаточные способности. Что мы име ем в виду под преображением? Здесь подразумевается присущая просветленному существу способность про являть бесконечные образы самбхогакаи, причем их облик соответствует той разновидности существ, которые будут воспринимать передачу. Здесь необхо димо ясно понимать, что такое измерение самбхога каи. На санскрите самбхогакая означает «тело», или «измерение», богатства, а богатство — это бесконечная потенциальная возможность проявления мудрости. Эту потенциальную возможность можно сравнить со способностью зеркала, находящегося в центре все ленной, отражать все разнообразные виды живых существ. Проявления самбхогакаи запредельны времени и всем рамкам материального измерения, а их возникновение не зависит от какого бы то ни было намерения со стороны просветленного существа. Здесь имеется в виду, что проявление Калачакры не есть нечто созданное Буддой в конкретный историчес кий момент, но есть нечто такое, что существовало всегда, потому что измерение самбхогакаи запредель но времени. Те, кто получил его передачу благодаря чистому восприятию проявления Будды, объяснили воспринятое посредством слов и символов — так появилась тантра Калачакры.

    Зримое изображение проявления называется мандала. Мандала — один из основных элементов практики Тантры. Можно сказать, что мандала похожа на фотографию, снятую в момент чистого проявления божества. В середине каждой мандалы находится цен тральное божество, олицетворяющее изначальное со стояние бытия, которому соответствует элемент про странство. В четырех главных направлениях, символизируемых цветами остальных четырех элементов, находятся четыре образа божеств, которые олицетво ряют проявления мудрости, выражающиеся в четырех действиях.

    Божество мандалы не всегда имеет человеческий облик: иногда у него может быть голова животного или несколько таких голов и соответствующее число рук или ног. Многие ученые истолковывают это как символический способ изображения принципов Тан тры. Но в действительности такие рассуждения верны только отчасти. Истина заключается в том, что все проявления божеств возникают из измерения самбхо-гакаи, и поскольку, как мы уже объясняли, самбхога-кая подобна зеркалу, она отражает все виды существ, появляющихся перед ней. Таким образом, так называ емое искусство тибетской Тантры на самом деле мож но рассматривать как доказательство того, что во все­ленной действительно существуют различные виды существ.

    Возьмем для примера иконографическое изобра жение дакини Сингхамукхи, у которой голова льва и тело женщины. Вообще дакини — это класс существ с женским обликом, символизирующих проявления энергии. Сингхамукха — это дакини измерения сам-бхогакаи. На санскрите ее имя означает «Львиноли-кая», потому что чертами лица она напоминает льва, в особенности мифического тибетского снежного льва. Не имея никакого другого способа описать, на что она похожа, договорились, что эта дакини имеет львиный лик. И мы не можем исключить возможность того, что в действительности здесь изображена такая разновидность существ, о которой мы не знаем.

    Другой пример такого рода — гневное божество Ямантака, изображаемое с головой буйвола. Оно счи тается самбхогакаей будды Манджушри, и это прояв ление Самбхогакаи получили существа, называемые яма, которые отличаются тем, что имеют голову, по хожую на буйволиную.

    Проявление Самбхогакаи осуществляется через три фактора: звук, свет и лучи. Первый уровень про явления энергии — звук, воспринимаемый в измере нии проявления как мантра. Такой вид мантры, назы ваемый «естественный звук ваджры», поскольку он возникает спонтанно, используется в практике для со единения визуализации (мандалы божества) с дея тельностью своей энергии. Второй уровень проявле ния, свет, — это зримый аспект энергии, присутствую щий до того, как она приняла какую-либо конкретную форму. И в-третьих, посредством лучей проявляются все бесконечные формы и цвета мандалы божества. Каждый человек потенциально обладает этими тремя аспектами проявления.

    Есть тантрийское высказывание, которое звучит так: «В качестве пути применяют плод». То есть бла годаря устной или символической передаче, осуще ствленной учителем, измерение мандалы — проявле ние реализации, или плод, становится для ученика путем обретения реализации. Во многих текстах утвер ждается, что первоначально различные тантры были переданы индийским махасиддхам, которые отправ лялись в Уддияну и еще на пути туда получали пере дачу посредством видений. Страна Уддияна — перво­начальный источник и тантр, и Дзогчена, родина таких учителей, как Гараб Дордже и Падмасамбхава, — иногда зовется Страной дакини, а это подразуме вает, что в этом необычном месте были сосредоточены эти проявления энергии вселенной.

    Учителя, которые обретали реализацию, приносили тантры из разных измерений в мир людей и переда вали знание о чистом измерении преображения через изображения мандалы. Такая передача имеет место каждый раз, когда учитель дает ученику посвящение в Тантру.

    Во время посвящения учитель описывает мандалу, которую нужно представлять, и особенно божество, в которого следует себя преобразить. Затем, сам осу ществляя визуализацию измерения преображения, он наделяет ученика способностью выполнять эту прак тику, передавая естественный звук мантры, соответ ствующий этому божеству. Получив посвящение и таким образом приобретя свой первый опыт преобра жения в чистое видение, ученик готов применять его в качестве своего пути посредством визуализации и чтения мантры. Используя этот метод, практик Тантры старается преобразить обычное нечистое видение в мандалу божества.

    1. «Церковь Махаяны» — переводы делали психологи, а они ведь мыслят в системе западных терминов и названий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *