Колесо Года: прошлое, настоящее… будущее?

В традиционной и эклектической викке принято много думать об урожае: у нас тут целых 3 праздника – Ламмас, Мабон и Самайн, перетекающие один в другой, как будто за 2 месяца можно дособрать все годовые достижения и отправиться в довольную зимнюю спячку J И это было бы вполне себе здорово, если бы в начале года виккане приносили клятвы Богам навроде тех, что приносят некоторые из асатру – сделать нечто вполне конкретное, добиться некоторых осмысленных результатов. То есть, выражаясь суровым языком бизнеса, выполнить определенные deliverables и KPIs к установленному дедлайну.

Но мне бы хотелось в этой статье обратиться не к личной продуктивности виккан, а к разного рода отсылкам на обычаи и занятия английских предков и к «актуальности» сельскохозяйственных и астрономических праздников Колеса года в наши дни.

Пара слов про еду и город

Возьмем, к примеру, те же праздники Урожая. Бытовой мотив простой – сезон закончен, больше ничего не родится, впереди голод и смерть, чего не посеял, того не съешь и так далее. Но… так ли это на самом деле было? И так ли это на самом деле есть сейчас?

Про сейчас понятно – современный городской житель (а как ни крути, городских язычников больше, чем сельских, ибо большая часть современного населения сосредоточено в городах) с точки зрения питания зависит скорее от цен на продукты, нежели от количества. Даже зимой можно купить овощи не по сезону, помидоры из Турции, картофель из Израиля и ягоды из Испании. И о том, что случился урожай болгарского перца, нам скажет а) низкая цена на него в гипермаркетах и б) обилие киосков на улице.

И если наши бабушки (многие – городские жительницы с деревенскими корнями или детством) активно скупали клубнику в сезон клубники, перец в сезон перца и помидоры с огурцами в августе-сентябре, чтобы все это заготовить на зиму, то уже у моих родителей, рожденных и выросших в городе, было стойкое непонимание, зачем бегать по рынкам и что-то закупать, если это всегда можно купить в магазине. Мне сейчас интересно попробовать заквасить что-нибудь эдакое, но вовсе не из-за подхода к экономии и как бы зиму пережить, а, скорее, эксперимента и ради и гурманства для.

Даже если случится неурожай гречки, ее закупят в Китае, как уже делали в Минске. Искушенные гречеманы об этом узнают по ценам и по вкусу, а большинство даже и не заметит, что такая замена имеет место быть. То есть мы сейчас настолько оторваны от земли и сельскохозяйственных циклов, что аргумент «а у меня цветы/травы дома растут» звучит очень наивно. А ещё есть теплицы и оранжереи, плюс с центральным отоплением можно выращивать практически всё, что угодно, практически круглый год.

И всё это говорит о том, что как минимум странно следовать обычаям предков без переосмысления и адаптации. И традиция должна не выживать/сохраняться неизменной, но быть живой, обладать природной гибкостью (flexibility), уметь перестраиваться под климатические условия социума и пускать корни что на камнях, что на заливных лугах.

А что там у наших английских предков с урожаем и смертью?

Эти 3 праздника урожая – 2 кельтских и 1 древнегерманский, – как бы намекают, что с земледелием у англичан было очень хорошо, и потому людям реально близко сравнивать свой жизненный цикл с циклом жизни зерна и овощных культур.

Джеральд Гарднер часто ссылается на Middle Ages (V-XV века) в Англии, как на источник знаний и терминов, которые ему передали английские ведьмы. Предлагаю заглянуть вглубь времён и разобраться, кто владел землей и урожаем и что кому было в случае голода.

В V веке римляне покидают Британию, и там остаются романо-бритты, потомки римлян и кельтов. Им досаждают набеги пиктов с севера и скоттов из Ирландии, и за помощью они обращаются к германским племенам англов, саксов и ютов, которые тоже периодически набегают, а под конец и вовсе решают присвоить эту землю себе. С V по VII век англосаксы завоевывают страну, вытесняя романо-бриттов к пиктам и скоттам на север в Шотландию, а также в Уэльс, на о. Мэн и материк.

Германские племена создают 7 королевств, которые потом и стали единым королевством Англия. Периодически к ним забегают скандинавы (викинги), а потом вторгаются норманны (потомки викингов, осевших во Франции) и становятся новой знатью, дающей законы и управляющей землей. К слову, викинги – это не национальность, а род занятий (морские грабежи).

И у англосаксов, и у норманов королевство означает строгую иерархию и классовость. Все ресурсы, включая землю, блага и права владения распределяются таким образом, что у 1% есть право на всё, а остальные всё это обслуживают – защищают либо возделывают.

Крестьяне Англии VII-XI веков делились на 3 класса: свободный фермер, крепостной и раб, при этом ни один из них не имел права землей владеть, он получал ее исключительно в аренду, и вот как это было:

1. Свободный фермер арендует землю у барона и владеет плодами труда своего. Он может выполнять небольшую работу для лэндлорда, а может и не выполнять, как договорятся. Если урожай погиб, а платить нечем, фермер не умирает от голода и не относит детей в лес, он переходит в добровольное крепостничество.

На этот случай даже клятва верности хозяину есть: «By the Lord before whom this sanctuary is holy, I will to N. be true and faithful, and love all which he loves and shun all which he shuns, according to the laws of God and the order of the world. Nor will I ever with will or action, through word or deed, do anything which is unpleasing to him, on condition that he will hold to me as I shall deserve it, and that he will perform everything as it was in our agreement when I submitted myself to him and chose his will».

Но чаще несвобода наступала не по вине неурожая и голода, а по вине захвата территорий вооруженными людьми, претендующими на землю и власть. Не удивительно, что к XI веку доля таких фермеров составляла всего 10-12% населения. Рабов, к слову, было 9%. Делайте выводы, кем были все остальные. Правильно, крепостными J

2. Крепостничество (serfdom) в те века это как бы на всю жизнь и переходит на детей твоих детей, но при этом тебя по закону (!) поддерживает и защищает твой лэндлорд – от голода, нападений мародёров, рейдов соседей.

Крепостничество бывает трех видов, от более статусной доли к менее статусной: полусвободный (виллан), несвободный (серв) и несвободный

малоземельный/безземельный коттер. Разница между ними в количестве обрабатываемой земли, которую им опять-таки дали в аренду, и правом распоряжаться продуктами своего труда. При этом за вступление в наследные права на арендную землю ты должен заплатить своему господину, и цену он назначает сам…

· В сезон сбора урожая вилланы убирают поля хозяев, а в остальное время обрабатывают землю, которую им дали, для себя и своей личной выгоды, работают другую работу для хозяина и выплачивают ему аренду за дом. Это продукты, либо услуги, либо деньги. Могут держать птицу и скот.

· Сервы закреплялись за определенной землей, которую обрабатывали, и если лэндлорд продавал эту землю другому барону, они переходили к новому хозяину и приносили клятву верности еще раз. Сервы сами решали, что выращивать на той земле, что им дали в аренду, но налог им надлежало платить пшеницей, и поэтому они продавали на рынках то, что выращивали, в обмен на нее. Одежда серва, как и он сам, принадлежала господину (!), но при этом никто не запрещал ему обрастать личными предметами быта и орудиями труда.

· Коттеры – это люди с совсем маленьким наделом (до 5 акров, т.е. примерно до 200 соток) земли или сада, который им давали прокормиться, и они с этого платили оброк. Чтобы выжить, они шли в наемные разнорабочие и занимались ремеслом — не самая плохая доля. На 1086 год коттеров было 30%, а полусвободных и несвободных крестьян вместе 35%. То есть малоземельные товарищи, готовые к любым работам, составляют почти половину тех, кто обрабатывает землю в королевстве.

И еще раз, нет такого – морковка не уродилась, и ты помер с голодухи. Морковка не уродилась – ты ушел в крепостные и за оброк с чужой земли либо за деньги работаешь на тех, у кого полно работы, земли и скота. Поэтому с приходом осени у тебя не покой, а самая движуха, связанная с окотом и опоросом, до самой весны.

И здесь вырисовываются 4 момента:

1. наличие или отсутствие земли для обработки и получение урожая не является вопросом жизни и смерти, это вопрос несвободы. Но 35%+30%+9% людей уже не слишком свободны, так что вряд ли это big deal. А если ты раб, то тема с урожаем вообще не твоя печаль, а твоего господина.

2. земля в любом случае не твоя собственность, но её количество, площадь, определяет твой статус в обществе. Чем больше земли, тем больше вероятность собрать больше урожая, продать, обменять его, чтобы не потерять свободу. Но 35%+30%+9% людей уже не слишком несвободны, так что вряд ли это big deal.

3. скот и птица – это определенная роскошь, для их содержания нужны ресурсы (пшено, зерно, овес, пастбища как отдельная категория земельных угодий) и разрешения. Коттерам, например, запрещалось иметь тягловых быков и лошадей.

4. Время сбора урожая для себя и для хозяина совпадало. И понятно, работа на каком поле была приоритетней.

Если запрыгнуть дальше по времени, хотя бы в начало XVI века, то на первый взгляд всё вроде так же: крестьяне и фермеры по-прежнему арендуют землю, которой владеет знать, потому что служит королю – за измену земли конфисковываются и передаются другому лояльному роду. И вроде даже стало чуточку лучше: рабства уже нет, крепостничества тоже – веком ранее вилланы/сервы получили право выкупить себе свободу, и крестьяне получили общинные земли… снова-таки под ренту, да 🙂

Но! суконная промышленность развивается, а овечьей шерстью выгодно торговать, поэтому знать взвинчивает налог на вступление в наследство на арендную землю (обычай бережно храним), чтобы перевести как можно больше крестьянских земель себе под пастбища и сдать их в аренду фермерам. Происходит массовое обезземеливание крестьян (то самое «овцы съели людей»), они подаются в наемные работники, тянутся в города, а деревня потихоньку безлюдеет. И здесь появляется класс бродяг и нищих, и твой патрон тебя уже не защищает. Отдельного порицания заслуживает конфискация монастырских земель, когда крестьян, прежде их обрабатывавших, оттуда попросту согнали безо всяких компенсаций. Надо ли говорить, что были восстания?

Вывод простой и грустный одновременно: от земли простые англичане кормились, пока была такая возможность и пока была земля. Не было никаких гарантий, что надел, закрепленный за твоим отцом или братом, перейдет к тебе на тех же условиях и тебе хватит денег это право выкупить, и что ты успеешь сжать свой собственный урожай. А раз нет гарантий, то и основы для сильных земледельческих традиций тоже нет. Ни для развития, ни для сохранения.

Астрономические праздники и город

Предлагаю вернуться в наши дни, в какой-нибудь уютный офис или коворкинг города-миллионника. Как на нас влияет увеличение светодня? Равноденствия? Мой ответ – никак. Ламоповое электричество, уличное освещение, работы по 2-3 сметы или несколько работ у одного человека, 24/7, Moscow never sleeps.

Когда я жила в маленьком городе, а работала в компании в городе побольше, я уходила из дома, когда было темно, и возвращалась, когда было темно. И так работала половина моего городка. Когда я переехала в город побольше, я узнала, что вахтовым методом половина обитателей работает в Москве: затемно встают и затемно приезжают. Потом я работала в офисе одной очень крупной компании, у которой есть офисы за рубежом. У нас разное время, у России, Америки и Европы, но надо как-то состыковаться и устроить видео-конференцию или скайп-звонок. Я уходила, когда темно, и приходила домой ночью. Ночь и время в дороге были временем на себя, семью и другие проекты, потому что есть мобильная связь, интернет, электричество и еда в круглосуточных магазине. Длина дня для меня всегда одинакова – 24 часа, и если не знать календарные даты равноденствий и солнцестояний, то я с легкостью пропущу их все.

Работа в современном мире – офис, склад, бюро услуг – завязана на совершенно других циклах. Есть сезонные клиенты и сезонные сделки, есть квартальная отчетность и уплата налогов, есть график смен – 2 через 2, или сутки через трое (рабочий, отсыпной, выходной). А если ты сам себе хозяин, то ты все время пашешь и уходишь на отдых либо когда решил, либо когда мертвый сезон.

Очень многое зависит от профессии, должности и профиля компании. А также от жизненных обстоятельств – декрет, уход за больным родственником и так далее. Именно они определяют, по

каким циклам ты будешь жить ближайшие несколько месяцев или лет. И эти циклы совершенно никак не связаны с той парадигмой, которая в Викке называется Колесом Года.

И снова про предков: день и ночь в средневековой Англии

Жизнь предков действительно зависела от длины светового дня, потому что электричества и уличного освещения у них не было. С лучиной и коптящей свечкой много не насидишь и не наработаешь. Укорочение дня означало, что за то небольшое светлое время суток надо успеть сделать очень многое – набрать воды, насобирать хвороста, успеть смастерить вещь и продать ее, дойти до соседей и выменять у них то, чего у нас нет, и вернуться. Увеличение дня сулило больше работы в полях, огородах, на выпасах и возможность запастись впрок тем немногим, что позволял крестьянам лесной закон. [Об это я как-нибудь напишу отдельно, уж больно тема интересная J]

Это уже под влиянием христианства появилось поэтическое «день борется с тьмой», «темные силы крепнут», «родится ли солнце». Более того, солнце у англосаксов как у германских племен было женского рода (sunne), а луна (mona) мужского, потому что Соль и Мани. Это разделение на женское/мужское у светил сохранялось в Old English и Middle English на протяжении всех 11 столетий Middle Ages – того самого периода, на который любит ссылаться Джеральд Гарднер – и изменилось только в XVI веке, что зафиксировано в этимологических словарях английского языка.

На это изменение тоже повлияло христианство. Но об этом я обязательно расскажу в отдельной статье, а пока давайте поймем, как дальше жить с тем, что мы узнали.

Про веру, верность и рациональность

Свобода воли при не причинении зла не всегда хорошо сочетается с желанием думать, смотреть на вещи под иными углами и рассуждать. Точнее, бывают странные случаи, когда они вообще не сочетаются и даже осуждаются. Как будто вера и верность некоторым традициям, дошедших от предков, – это прям одно и тоже и ничего менять нельзя, а рациональность и эволюция (вот уж точно природная сила) вызывают когнитивный диссонанс.

Но если Викка в конце XIX века сплавила в своём котле западноевропейский оккультизм, сельскохозяйственный романтизм и древнюю этническую мифологию кельтов, греков и египтян, то… почему должен быть какой-то бан, какой-то запрет на переосмысление и трансформацию традиции?

Будет ли Викка Виккой без трех праздников Урожая? Без Колеса Года? Почему нет, разве только Колесо Года или эти три праздника делают Викку Виккой?

Будет ли Колесо Года Колесом Года с какими-то другими праздниками в другие сезоны? Что это может быть? Как и для кого именно это будет работать? Если мы говорим о других регионах и климатических поясах, о больших городах и новых профессиях, то неужели есть какой-то практический смысл в том, чтобы пытаться натянуть, напялить эти 8 точек с особыми 8-ю смыслами на новые территории и новое время, вместо того, чтобы посмотреть, какие из них органично вписываются, а какие нет.

Пролетала тут мысль, что язычник должен жить по природным циклам. Серьезно? Тогда никто из горожан не может считаться язычником. И праздники Колеса Года тут не подмога – едем в деревню, пашем, сеем, режем скот, чтобы прочувствовать все по-настоящему. Я знаю одну викканку в Голландии, которая уехала из города и с нуля отстроила козью ферму. Она лично

принимает роды у своих коз и время от времени забивает козлов, чтобы предотвратить близкое скрещивание и брак породы. Она не считает, что это единственный возможный из путей для язычника, но посмеивается, что многие все-таки бояться запачкать руки, а это ведь и жизнь и смерть – все сразу, и ты принимаешь в этом самое прямое участие. Walk the talk, сказала она, это всё, что требуется.

Это был ее решение, и поверьте, такие вещи не приходят в одну секунду и не реализуются «вотпрямсчас». Но есть «я участвую за компанию», потому что наш ковен так решил или наша ВЖ, а есть «это моё, потому что я часть этого либо оно принадлежит мне». Разумеется, и в том и в другом случае это личный выбор, но пусть это будет именно выбор (!) и именно личный (!), а для того чтобы выбирать, надо искать, сомневаться, думать и обсуждать.

На мой взгляд, эклектическая викка – это логичная эволюция Викки традиционной, но и она в свой черед должна развиваться. Такова судьба любой религии, любого культа – за справкой можно обратиться к истории или учебникам по религиоведению.

Всем добра и свободы,

Ваша White willow.

Автор: Елена Агафонова

Источник: wiccanscrolls.ru

Статьи по теме:

Молитва друидов «Друиды приносят жертву Солнцу в своем храме, называемом Стоунхендж», (Натаниэль Уитток, Nathaniel Whittock, гравюра) Даруй, Боже/Богиня, твою защиту;А под защитой твоей — мудрость;А в мудрости — понимание;А в понимании — истину;А в истине — справедливость;А в справедливости — любовь;А в любви — л...
Ритуал мира (обращение к общему человеческому сознанию)... В древние древние времена, когда еще существовал Союз Виккан России, каждое полнолуние и новолуние мы устраивали медитацию целью которой было обратиться к общему сознанию человечества и предложить этому самому сознанию образы мира, экологии, любви и заботы. Ритуал берет за свою основу тезис о том, ч...
Марафон: «Викка: год и один день». Практика тридцать второго дня... Молитва — инвокация Практика инвокации, или приглашение божественных сил в священное пространство, является одним из фундаментальных в викканской магии. Именно то, что мы работает с силами внешними, принадлежащими богам и духам, союзникам и природе — отделяют наше колдовство от таких традиций как «б...
Три интервью с ведьмами из журнала «Сериал» В древние древние времена…. на самом деле не такие уж древние всего-то в 2003 году выходил журнал «Сериал». В те времена сериал «Зачарованные» был очень популярен и потому данный журнал делал регулярную рубрику посвященную зачарованным, а еще периодически спецвыпуски посвященные магии и колдовству. ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *