Дэвид Ропеик. Религия и интеллект

Источник: veris-sacri.livejournal.com

Я не знаю, зачем это перевел.

Но пусть будет.

С подобными исследованиями, а тем более, с их популяризаторами я не согласен, потому что они не рубят фишку в принципе. Сами исследования имеют право на существование, но обладают только эвристической ценностью. Сиречь — это чисто анекдотические свидетельства, которые в реальной жизни вряд ли можно плодотворно принимать в расчет.

А вообще, сами видите, насколько я плох, если читаю psychologytoday.com

Дэвид Ропеик
Религиозность и интеллект
(David Ropeik. More Religious – Less Intelligent – and Vice Versa)

https://www.psychologytoday.com/blog/how-risky-is-it-really/201402/more-religious-less-intelligent-and-vice-versa

Я принадлежу к общине унитариан-универсалистов. Основы унитарианского универсализма заключаются в нескольких базовых принципах, в целом имеющих характер общих истин о том, как быть хорошим человеком, но, когда дело касается религиозных вопросов – существует ли Бог, что будет с человеком после смерти – учение оставляет решение таких вопросов на личное усмотрение каждого. Это религия независимо думающих людей. Поэтому для меня представляют особый интерес новейшие исследования отношений между уровнем интеллекта и религиозностью, поскольку по результатам этих исследований можно заключить, что независимое мышление и религиозность – взаимоисключающие вещи.
Насколько вы религиозны? И насколько вы умны? Профессионалы говорят, что соотношение этих качеств в одном человеке обратно пропорционально. Именно так. Чем более вы религиозны (религиозность определяется как «уровень вовлеченности в различные аспекты религии… такие как верования в агенты, постулируемые религией с целью уменьшения экзистенциального напряжения в таких ситуациях как страх смерти, и участие в общинных ритуалах, которые легитимируют и подтверждают религиозные верования»), тем, вероятнее всего, вы менее умны. Чем более вы умны (то есть, согласно рабочему определению, обладаете «способностью рассуждать логически, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на собственном опыте»), тем, вероятнее всего, вы менее религиозны.
Такой вывод может показаться крайним упрощением (так и есть) и крайне ценностно нагруженным суждением (так и есть), но сам он не так уж и неожидан. Исследование, о котором идет речь, суммирует данные 63 частных исследований, которые велись в последние несколько десятилетий, в большинстве своем с одинаковым результатом – там, где повышается интеллектуальный уровень, роль религиозных верований в жизни людей уменьшается, и наоборот. Однако здесь нам предлагается новое, более свежее объяснение этой обратной связи между умом и религиозностью.
Стандартное объяснение всегда выглядело так: религиозные верования иррациональны, не основаны на науке, непроверяемы, а следовательно, их отвергают разумные люди, которые просто слишком умны, чтобы всерьез принимать суеверную религиозную чушь. Это можно назвать объяснением в стиле Ричарда Докинза. Есть и другое, не менее стандартное объяснение: разумные люди более независимо мыслят, а потому с большей вероятностью будут не соглашаться с теми племенными верованиями, которые им стремятся навязать вожаки стаи. Разумные люди не мыслят так, как стадо. Это можно назвать объяснением в стиле Галилея.
Результаты когнитивных исследований показывают наивность обоих объяснений и развенчивают их интеллектуальный снобизм. Многие очень умные люди мыслят совершенно так же, как «стадо», принимая на веру множество «стадных» верований, совершенно не подкрепленных никакими свидетельствами.
Новое обоснование обратной зависимости религиозности и интеллекта, более комплексное. Майрон Цукерман, Джордан Зильберман и Джудит Э. Холл полагают, что интеллект и религия просто выполняют одинаковую функцию в четырех важных областях человеческой жизни:

  1. Компенсаторный контроль. Мир хаоса, в котором нет порядка и невозможно ничего предсказать, крайне пугающ. Религиозная вера убеждает нас, что мир обладает порядком, что он находится под контролем Верховной Силы, поведение которой можно предсказать. Интеллект и вера в науку дают человеку то же самое, давая ему успокаивающее ощущение упорядоченности мира, который находится под контролем…физических законов.
  2. Саморегуляция. Религиозная вера в то, что хорошее поведение вознаграждается, а дурное – наказывается, помогает нам регулировать наше поведение. Интеллект тоже дает людям внутреннюю силу для такого самоконтроля. Достаточно вспомнить знаменитый «конфетный тест», когда детям предлагалось сразу же съесть конфету, которая лежала перед ними на столе или подождать какое-то время с обещанием дать им еще одну конфету. Дети, обладавшие самоконтролем, в других тестах также показывали более высокий интеллект.
  3. Самовозвышение. Религиозность позволяет человеку лучше о себе думать. «Я лучше как личность, чем другие, потому что я более религиозен». Совершенно то же верно в отношении интеллекта. «Я лучше, как личность, чем другие, потому что я умнее».
  4. Прочная привязанность. Будучи социальными животными, мы нуждаемся в том, чтобы чувствовать привязанность к другим. Только так мы ощущаем себя в безопасности. Религия позволяет нам чувствовать привязанность к другим людям и к божеству. В исследовании приводятся свидетельства в пользу того, что интеллект также способствует развитию этого чувства: утверждается, в частности, что умные люди с большей вероятностью заключают браки, с меньшей – разводятся и имеют более тесные личностные связи с другими.

У меня очень много вопросов к этому исследованию. Мне кажется, что утверждение о том, будто интеллект способствует «прочной привязанности» по меньшей мере натянуто. К тому же, явно слышится отвратительный интеллектуальный снобизм, когда исследователи говорят сентенции, вроде такой: «Люди с высоким IQ способны противостоять магическому, суеверному мышлению и разбираются с трудностями жизни на основе рационального, критического мышления, с использованием эмпирических данных». Когнитивные исследования ясно показывают, что это удобное заблуждение, которое часто озвучивают умные люди, совершенно не соответствует реальности, являя пример того, насколько глупы иногда бывают интеллектуалы.
Далее, в исследовании говорится, что умные люди с большей вероятностью будут нерелигиозными, отрицающими бога атеистами и нон-конформистами, поскольку они слишком разумны, чтобы дать увлечь себя сверхъестественным фокусам. Но атеисты – сами конформисты. Они придерживаются своих собственных племенных верований и нередко крайне агрессивно их отстаивают. Атеизм – религия в полном смысле этого слова, религия, не верящая в бога.
Однако основные данные этого исследования выглядят вполне обоснованными. На основе длительного изучения человеческого поведения можно заключить, что существует обратная связь между нашими попытками мыслить независимо и отыскивать ответы самим и нашим стремлением переложить эти функции на религию. Авторы полагают, что причина в том, что интеллект и религия исполняют для нас одинаковые функции. Духовная община, к которой я принадлежу, отчасти, возможно, служит примером их правоты. Унитарианский универсализм, религия, ориентированная на более независимо мыслящих людей, является одной из самых малочисленных религий Америки.
Пер. Гарсиа

Статьи по теме:

Еще больше идей для празднования Мабона... Это небольшая подборка, которая может помочь сделать Мабон ярким, праздничным и интересным не только...
Текст IV: О Вере истинной и великой, или о со-твор... http://der-narrenturm.livejournal.com/9782.html 4. Я верю в &...
A Samhain Spell Крылья холод простерНад пустошью дней.Разгорайся, костер,Тьму согрей! Черной боли простор,Грязь, руи...
Возврат чёрного посыла (негатива)... Викканское кредо все знают. Не вредить другим. Но что делать, когда вредят нам? Я считаю, что действ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *