Дерево над обрывом или Несколько слов о душе

Врастай в меня корнями, клён!
Быть мёртвым — равно быть Сизифом…
Не в полированном — в живом
Гробу покоиться мне – мифом…

Е.Красноярова


Понимание не приходит к нам само. Даже мгновенные озарения, проясняющие всё вокруг нас и дающие ощущение абсолютной ясности сознания, часто являются следствием длительных процессов в нашей голове. Пусть неосознанных, но от того не менее трудных. Понимание же детальное, пригодное к практическому использованию и даже к передаче другим обычно является результатом кропотливой работы. Во время которой в один котёл идут работа сознания и подсознания, мгновенные озарения и результаты экспериментов, логические построения и непосредственный опыт. На этом непростом пути приходится конструировать одну модель ситуации за другой, в поиске той самой, которая сможет увязать различные факты воедино. И которую можно будет в дальнейшем использовать. Но даже пройдя путь до конца, даже получив желанную модель, мы часто так и не получаем ответа насколько наша модель соответствует реальности. Нам остаётся довольствоваться той мыслью, что модель работает. Помогает в решении жизненных задач и в дальнейшем развитии. И только. На то она и модель[1] – ограниченный нашими задачами и известными нам фактами слепок с реальности.

И всё же порой полученная модель является достаточно интересной, чтобы отдать её вовне, другим людям. Быть может кого-то она просто позабавит, а кого-то наведёт на свои мысли. Быть может кому-то пригодится и целиком, хотя бы на время. Главное в этом деле – не выдавать желаемое за действительное. В отдельных сферах истина не даётся в руки, а лишь заманивает в глухие тупики, как блуждающий огонёк на болотах. Потому единственным критерием соответствия для модели является то, что она работает в узких рамках поставленных задач. А сколько в ней правды можно так никогда и не узнать. Одной из таких сфер является вопрос души. И, конечно же, жизни и смерти.

***

По мере накопления знаний о мире люди постоянно переходили от одних теорий к другим. Можно заметить, что с каждым новым витком развития между различными объектами в мире обнаруживалось всё больше общего. А способы взаимодействия объектов постепенно сводились в единую систему и обобщались[2]. Так изначально в ситуации падающего на землю яблока были по отдельности: яблоко, земля и «любовь» яблока к земле. В дальнейшем стало очевидно, что яблоко и земля просто два объекта, которые «любят» друг друга равно, в зависимости от массы[3]. И «любовь» эта – сила гравитации. В современном же понимании разделение становится всё более условным. И силы, и отдельные объекты, и само пространство где-то в точке сингулярности были одним и тем же. И стали различны лишь потому что изменялись условия: температура, давление и прочие. За более подробной информации о современных научных представлениях интересующиеся могут обратиться к соответствующим статьям или фильмам, созданным для популяризации науки. Мне же важна принципиальная тенденция: от множества отдельных элементов теории всё больше переходили к единству, которое видоизменялось в зависимости от тех или иных действующих факторов. Подобный подход мы можем проследить не только в физике, но и в других областях знания. В том числе психологии и философии[4].

В сущности, когда мы говорим про совершенно отдельные элементы, которые каким-то хитрым образом взаимодействуют, оставаясь при этом принципиально различными, — мы всегда можем заподозрить здесь некоторую условность. А в способах их взаимодействия – некоторый «костыль», надстройку, которая заполняет лакуну в наших знаниях и в нашем восприятии. Вполне разумный подход, про модель я уже писал чуть выше. Такой «костыль» позволяет предсказывать взаимодействие, описывает его в рамках поставленной задачи. Но постоянно даёт повод для вопроса: что же на самом деле должно находиться в этой лакуне? Что мы заменили условным «костылём»? Быть может где-то на каком-то уровне у этих объектов больше общего, чем мы предполагаем? Может быть они взаимодействуют из-за естественного сходства процессов в них? До тех пор, пока эти вопросы остаются только теоретическими, на них можно закрыть глаза. Но как только назревает практическая задача, которую ранее предложенная условность не позволяет однозначно решить – вопрос становится ребром. И приходится искать, если не истину, то хотя бы новую более точную условность[5].

Так, говоря о душе и теле, мы нередко подразумеваем их принципиально различными. Духовное и материальное – эти два полюса настолько естественны, что их наличие кажется самоочевидным. А их взаимодействие не вполне понятной условностью, вроде той же «любви» яблока к земле. Душа входит в тело, а потом покидает его. Душа может существовать отдельно от тела, но пока тело живо – остаётся с ним. Или же наоборот, пока душа остаётся с телом, тело живо. Иногда духовное, конечно, предполагают, как некую высшую форму воплощения материи. С возможностью духовной эволюции и прочими красивыми теориями, которые должны направить человека на пути от низшего к высшему. Но и в этом случае духовное, как правило, воспринимается как нечто принципиально отличное от материального[6]. И, конечно же, более высокое по своему статусу.

свечи

Автор фото: Марина Алексеева

В то же время единственным серьёзным аргументом в пользу этого подхода является просто и очевидное с древнейших времён различие: материальное можно увидеть и ощутить, а духовное нет. Во всяком случае без специальных манипуляций: магических действий, медитаций, молитв, применения различных химических средств и многих других. С тех древнейших времён изменилось многое. В том числе наше восприятие материи и пространства. Так радиоволна невидима и не ощутима, но вполне материальна. Материальна и тёмная материя[7], несмотря на то, что пока её так и не смогли однозначно засечь. То, чего мы не видим, чего не ощущаем и чего не можем засечь и вписать в повседневный опыт – не перестаёт от этого быть материальным. Но скорее расширяет наши представления о материи. Впрочем, я вовсе не предлагаю в дальнейшем заняться отловом души в лабораториях, экспериментах по подключению к богам или поиском элементарных частиц, входящих в состав духов. Религия и наука, взявшиеся за руки, — это не начало славного пути к новым достижениям, а скорее воплотившийся кошмар. Поскольку их цели различны, часто непонятны друг другу или, во всяком случае, не ценны друг для друга. Подобный союз скорее обратился бы выхолащиванием религии в пользу науки или же науки в пользу религии. Нет, пусть уж каждый занимается своим делом. Поэтому в рамках этой статьи я не предлагаю рассмотреть духовное как материальное. Наоборот, я предлагаю рассмотреть материальное как духовное. И любые отсылки к научным данным воспринимать лишь как отсылку к культурному базису современного человека. К тому пониманию мира, которое сложилось в наш век.

***

Итак, разделение духа и плоти в своё время явилось лишь следствием неполноты нашего восприятия. Плоть была дана в непосредственном повседневном опыте. Дух же требовал усилий для своего восприятия, а часто и вовсе лишь предполагался. В условиях почти полного отсутствия знаний о законах природы, выходящих за пределы очевидного в повседневной жизни, и на дух, и на плоть накладывалось немало домыслов, догадок и теорий. Часто вступающих в прямой конфликт с современным пониманием мироздания. И я сейчас говорю не о мифах, и не о магии. А о будничных суевериях. Самых простых и в то же время самых живучих в человеческой памяти[8].

Так сновидения, по традиционным представлениям, имеют обязательную духовную трактовку[9]. Будь-то предсказание, открытие тайн дня сегодняшнего или прямой контакт с духами. В то же время сегодня мы знаем, как вполне успешно разгадываются сны методами психологии[10]. Без малейшего использования теорий о духах и прорицаниях.

Так покойник через некоторое время после смерти может выглядеть розовым, упитанным и здоровым. И это не признак вампиризма, когда душа не может покинуть тело, и труп по ночам выходит напиться крови. А просто химические и биологические процессы в разлагающемся теле[11].

Так, переходя через порог комнаты или квартиры, мы можем забывать что-то казавшееся важным ещё мгновение назад. И дело не во влиянии домового или иного духа. А в том, как наш мозг воспринимает прохождение преграды, как бы обновляя свои данные при этом[12].

Впрочем, я пишу о суевериях не для того, чтобы предложить бороться с ними. Подобное утверждение не имело бы отношения к теме статьи. Дело совсем в другом. Суеверия могут ни в малейшей степени не соответствовать реальным процессам, но порой они всё же работают. Распухший труп вряд ли встанет и потребует от вас крови. Но многие получали вполне реальные предсказания из своих снов. И нередко ловили себя на мысли, что банальные вещи, вроде забывчивости при прохождении порога, удачно совпадают с другими такими же банальными вещами. От этого можно было бы отмахнуться. Но в среде верующих и магов это будет странным решением.

Суеверия, не соответствующие действительности, но при этом удивительным образом работающие, — наиболее наглядно демонстрируют как духовное проявляется в материальном. Духовные процессы никак не объясняют происходящие в материальном изменения. И могут быть полностью исключены из анализа происходящего. Но в то же время продолжают работать, связывая для нашего сознания явления вне всяких материальных зависимостей. Духовные процессы работают как отдельное взаимодействие, которое нисколько не противоречит остальным взаимодействиям. Но каждый раз добавляет к ним ещё один смысл, ещё одну грань, ещё один уровень понимания. Так любой символ имеет исчерпывающее объяснение в рамках обычных материальных взаимодействий. Но при этом даёт нам понять нечто сверх этих взаимодействий. Так чудеса не нарушают законов природы и никак не мешают научным теориям. Но в то же время работают.

В этом есть огромная проблема для вписывания духовных процессов в научные теории. Можно упомянуть здесь синхронистичность[13], а можно удариться в рассмотрение многочисленных псевдонаучных теорий вроде «торсионных полей[14]». Но в рамках заданного подхода я оставлю это другим желающим. Меня интересует иное – ещё один великий соблазн полностью разделить духовное и материальное. Ведь раз одно с другим вроде как не взаимодействует, значит и не надо искать общего. Лукавство этого соблазна в том, что «не взаимодействует» — неверный вывод. Если бы не взаимодействовало, то просто не существовало. Сам факт, что духовный процесс способен нам что-то демонстрировать или каким-то образом менять вероятность событий, означает наличие взаимодействия. Но взаимодействия – не затрагивающего основные наблюдаемые нами процессы. Такое взаимодействие подразумевает вовсе не прямую загадочную связь падающего камня и высеченного на нём символа. Оно подразумевает наличие глубинной связи, которая выходит далеко за пределы прямых взаимодействий камней, трав, ветров и прочих объектов видимого нами мир с миром духовным. Так для описания многих явлений не требуется знать строение атома. Но от этого оно никуда не девается. Оставаясь значимым и важным – для описания других явлений.

Отсюда мы можем сделать простой вывод. На глубинном уровне материальное – духовно. Само по себе. И говоря о духовных процессах мы говорим лишь о другом уровне восприятия материи. Или иначе: говоря о материальном, мы говорим лишь о другом уровне восприятия духовного.

***

Если то, что мы воспринимаем как духовное, лежит в глубине всех процессов материального, то уместно было бы опереться на некую систему. На образ того, что лежит в основании, в центре. И как от этого центра мы можем прийти к окраине, к непосредственным материальным объектам, с которыми мы взаимодействуем. Естественно, поскольку я избегаю фиксировать в этой статье внимание на науке, такая система не должна носить научный характер и быть связанной со структурами вроде атомов, полей и т.п. Здесь уместно обратиться к теологическим подходам. И к теологическим системам. Дабы не занимать место и уводить статью в сторону, я предлагаю всем желающим ознакомиться с «Системой звезды» Айтвараса Наррентурма. Конечно, если вы с ней ещё не знакомы. Начать можно прямо с первой его статьи на эту тему: http://wiccanscrolls.ru/tekst-i-vvedenie-v-sistemu-zvezdy-a-takzhe-o-edinstvennom-edinom-i-o-nachale-dvizheniya/ . И далее читать по мере необходимости. Это прекрасный вариант теологической системы, который удобен для визуализации и наглядного представления сказанного о духовных процессах.

В системе звезды мы идём от центра к окраинам, от Единого к человеку. И как следствие от более «духовного» к более «материальному». Конечно, как я уже сказал, «духовное» и «материальное» в последнем утверждении – лишь условности, необходимые для понимания. По сути же мы можем рассмотреть их как единую систему, единую линию, связующую исток всего и конкретные проявления этого истока в мире.

При таком подходе абсолютно всё в мире имеет свою «духовную» компоненту. А фактически и вовсе является духовным. Никакие дополнительные механизмы связи души и тела в этом случае не требуются. Потому что тело можно рассматривать как форму организации души. Так же как стол можно рассматривать как форму организации его молекул.

Однако в теологической системе мы не можем свести всё к вложенности одного в другое. Тело вовсе не состоит из множества отдельных душ. Взаимодействие явно должно быть глубже и сложнее. Как конкретная душа связана с конкретным телом? Как она появляется и куда исчезает? И, если все души уходят к одному истоку, как вообще мы можем говорить об отдельных душах? Кто мы, живущие здесь и сейчас люди? И какое место занимаем в общей системе?

Именно для ответа на эти вопросы и нужна модель взаимодействия «духовного» и «материального». И для этого я предлагаю воспользоваться упрощённой, популярной и от того достаточно наглядной моделью гравитации[15], как взаимодействия пространства и объектов в нём.

***

Одним из классических образов при объяснении гравитации является образ натянутой ткани, на которой размещают несколько шаров разной массы. Изначально ровная поверхность ткани прогибается в нескольких местах. Тем сильнее, чем больше масса шара. Шары поменьше начинают скатываться к более крупным шарам, поскольку катятся по изгибу ткани. Но и сами в свою очередь прогибают ткань, изменяя форму поверхности. Так расположение объектов и их вес изменяют пространство. Но в то же время свойства пространства и его искривление влияют на расположение объектов. Для простоты можно сказать, что они изменяют друг друга до момента нахождения баланса между разными факторами.

Если мы представим «материальное» в виде шаров, а «духовное» в виде ткани, то получим как раз процесс взаимодействия одного с другим. В такой системе «материальное» влияет на «духовное», но и «духовное» влияет на «материальное». Ничто не главнее, не выше и не ниже. Но каждый элемент оказывает влияние на другой – до момента установления равновесия. До нахождения баланса.

Здесь стоит уточнить, что главное обнаружить всё-таки можно. Если считать, что в истоке заложено изначально всё, что происходит в системе, то оно определённо оказывается главным. И находится выше в иерархии. Но исток – это не «духовное», которое мы здесь рассматриваем. А нечто ещё более глубокое, более значимое и куда менее доступное для анализа. Для простоты можно считать исток единой базой всего, заведомо содержащей в себе и «духовное», и «материальное». Образом, по которому строится система.

«Материальное» формирует границы, создаёт место для реализации потенциала. «Духовное» же наполняет его, но одновременно и изменяет, предопределяет его очертания. Так вода, ринувшись в выкопанный канал, не только принимает форму канала, но и точит его, изменяет форму и норовит подкорректировать направление. Так в хорошей книге идея прорастает сквозь форму подачи, становясь с ней единым целым. До невозможности отделить одно от другого.

книга

Автор фото: Марина Алексеева

Другим наглядным образом для данной модели взаимодействия является дерево. Видимые нами объекты, «материальное» — это листья и цветы на дереве. А «духовное» ветвями уходит в единый ствол и далее к корням. Но соки в дереве текут единые. В этом образе ещё больше заметно, что нет ни главного, ни второстепенного. Где окажется лист зависит от того, как растут ветви. Но растут-то они не просто так, а для тех самых листьев. И именно лист определяет куда тянется ветвь. Так шаг за шагом формируется крона дерева. Крона из множества «материальных» объектов. Из множества людей, связанных «духовным» с истоком, с корнями. Кто-то засыхает нераскрывшейся почкой, кто-то подобен листу. Кому-то повезло быть подобным цветку. Каждая почка, каждый лист, каждый цветок – уникальны. У каждого своя небольшая веточка. Но эта веточка уходит в ветку побольше, а та в свою очередь в небольшой сук. И так пока не сойдётся с остальными сучьями в единый ствол.

Существует ли отдельная душа и кто мы, живущие здесь и сейчас, — зависит в первую очередь от того, на каком уровне мы остановим взгляд. В природе отломанная ветвь дерева вполне может дать корни и продолжить жить самостоятельно. Но в то же время она – лишь часть дерева. Деление всегда носит условный характер. Так человек может мыслить себя как единое целое. Но внутри него отдельные клетки могут бороться с другими, в органах будут трудиться совсем отдельные живые бактерии, ставшие с ним единым целым. Эти клетки – отдельно или нет? Эти бактерии – отдельно или нет? Всякое единство и всякое разделение – относительны. И зависят только от того, что мы посчитаем важным. И на чём остановим свой взгляд.

Если продолжить сравнение, дерево жизни растёт над обрывом. Над бездной, в которой ничего нет. Листья и цветы распускаются и увядают, сменяя друг друга.

Есть лист, наше эго, наша личность, всё то, что мы обычно и считаем собой. Уникальное и увядающее в конце сезона, в конце нашей жизни. Лист падает в бездну, растворяясь в пустоте. Но в то же время информация о нём, а значит и он сам, уходят с соками в дерево, оставаясь в нём навсегда.

Есть черенок листа, тонкая веточка связывающая лист с деревом. Наши инстинкты, страсти, чувства, эмоции. Всё то, что даёт нам силы и побуждает жить. Наполненная током соков веточка. Которая в конце сезона так же опадает с дерева. Возможно, она ещё долго кружится в бездне, когда сам лист рассыпался. Но это уже не мы. Всё, что в ней было от нас – так же ушло в само дерево вместе с соками.

И есть ветвь, на которой вырос лист. Ветвь, которая порождала немало листьев и цветов, и немало ещё породит. Ветвь, связывающая нас, листья и цветы, с единым стволом. Она постоянно прирастает новыми поворотами, новыми веточками, новыми черенками, листьями и цветами. Ветвясь и разрастаясь. Она не отмирает каждый сезон, но живёт и живёт, покуда живо само дерево. Нависая над бездной, она впитывает в себя память всех листьев и цветов, что были на нём. И провожает увядающих в бездну.

Любое разделение проистекает либо из нашего выбора точки обзора, либо из нашего неведения, из нашего недостатка опыта. У каждого из нас отдельная душа. Эта душа умирает с телом. Эта душа продолжает жить, переходя в другие тела. Эта душа сливается с другими душами. Она отдельная. И одновременно просто часть единого. Здесь нет парадокса, как нет парадокса в том, чтобы называть дерево – деревом, зная, что оно состоит из разных частей. Как нет парадокса в том, чтобы называть человека – человеком, со всеми его клетками и бактериями.

Дух прорастает из общего истока, разделяясь на отдельные души. А те в свою очередь расцветают отдельными жизнями вещей и живых существ. И то, что мы называем материей, — лишь дошедший до максимального проявления дух. Потому всё едино и всё раздельно, в зависимости от нашего взгляда. И потому всё «материальное» фактически «духовно». Не отчасти и не ослабленно. А во всей своей полноте.

***

Какие практически выводы мы можем сделать, принимая такую модель за рабочую? Что она может дать нам в наших мистических поисках и духовных практиках? И какие проблемы оставляет нерешёнными?

Во-первых, данная модель позволяет нам отбросить и не держать в голове все сложности, связанные с теориями о взаимодействии духовного и материального. Подходят ли авторы этих теорий с научной точки зрения (например, торсионные поля[16] или вибрации), эзотерической (например, наличие тонкого мира как отражения материального или удерживающие душу печати[17]) или чисто религиозной (например, душа входит в тело по велению богов[18]) – это не имеет принципиального значения. Если материя изначально духовна, если одно связано с другим так же, как цветок связан со стеблем, то для духовных практик конкретный механизм связи становится несущественным. Одно естественным образом проистекает из другого. И от одного можно перейти к другому без дополнительных механизмов взаимодействия. Таким образом нет смысла держать при работе в голове недоказуемые теории, мешающие сконцентрироваться на главном.

Приведу несколько примеров, как это работает на практике:

— «Мы с тобой одной крови, ты и я». Эти слова из «Книги джунглей» впору использовать и нам. Конечно, с большой осторожностью. Но тем не менее использовать. Боги, как и любые другие духовные воплощения, не являются чем-то абсолютно отдельным от нас. В какой-то степени все мы родственны и сходимся в единое целое в развилках ветвей. Это не отменяет необходимости уважительного отношения и проверки. Но даёт право смешивать внутри нас энергию, полученную от богов, с нашей энергией. Без дополнительных магических операций. Мы способны принять в себе божество, помня об изначальной близости и изначальном единстве. Пусть мы не равны, пусть наша близость подобна касанию кончиками пальцев, но она возможна. Аналогично, помня о единстве, мы можем направлять данную богами в ритуале силу по своей воле. Наши отношения – не отношения господина и слуги. Но отношения дальних родственников, которые тем не менее вполне могут быть дружны друг с другом.

— Для целого ряда операций не требуется никакого специального очищения или благословения. Конечно, я не имею ввиду ситуации, когда нужно очистить существующие проблемы, влияние негативных сил, просто посторонние воздействия. Здесь очищение и благословение остаются необходимыми. Но если речь идёт про использование инструментов, то нет необходимости особым образом наделять их духовной силой. Скорее нужно постараться разглядеть в них уже существующую силу и воспользоваться ей. Активировать её, говоря технически. Дать ей проявиться. Если у вас потерялся атам или жезл на ритуале в лесу, дайте себе прислушаться к миру вокруг, поднимите ветку, которая откликнется на ваш призыв. И позвольте ей отработать в ритуале, пробудив её силу. В свою очередь если вы хотите передать чему-то или кому-то часть энергии божества, необязательно устраивать целый ритуал с применением символов и долгих речей. Если вы наладили отношения с конкретным божеством, просто постарайтесь ощутить внутри себя (по личному опыту – в области сердца) пульсирующую точку, через которую вы связаны с божественным. И настроившись на единство и общность, позвольте энергии божества пройти сквозь вас к тому, в кого или во что вы хотите её вложить.

— Присмотритесь к миру вокруг вас. Он цельный, он духовный во всех своих проявлениях. Дух дышит не только в привычных кристаллах, растениях или металлах. Дух можно ощутить камнях под вашими ногами, в обломке асфальта, в обломке арматуры. И даже в пластиковой бутылке или куске бетона. Мир духовен. И вы можете этим воспользоваться, нащупывая союзников для ваших целей в окружающей обстановке, пусть даже эта обстановка не соответствует обычным представлениям о ритуальных и магических инструментах. Иногда дух очень слаб или кажется, что он спит. Попробуйте научиться будить его. И он сможет вам пригодиться. Помните, что всё проявленное в мире, является частью того же дерева на обрыве, частью которого являетесь и вы. Возможно, иные листья кажутся непритязательными. Но они тоже – листья.

Можно найти и другие применениям для указанного подхода. Я предлагаю всем заинтересованным заняться этим самостоятельно, проанализировать свои обычные подходы к магии и ритуалам и найти в них, что можно изменить исходя из цельности и неразделённости мира.

Вернёмся к выводам из представленной модели. Во-вторых, мы получаем возможность найти в себе баланс между индивидуальным и коллективным, между судьбой отдельной личности и судьбой перерождающейся части нас, между тем, что должно исчезнуть после смерти, и тем, что будет жить вечно. В описанной выше модели мы одновременно те, кто отправится в бездну и исчезнет навсегда, и те, кто оставит свой след в памяти древа и продолжит жить вместе с ним.

Фактически, наша душа, с одной стороны, предстаёт единым целом, притом связанным с другими душами самым естественным образом. А с другой стороны она оказывается составленной из нескольких частей. Каждая из которых имеет своё значение и свою судьбу. В этом случае душа – не хаотически перестраивающаяся после смерти структура (как в отдельных направлениях буддизма) и не сущность, постоянно теряющая память, чтобы получить новый опыт (как в отдельных направлениях индуизма). Просто часть оказывается личностной и смертной. В то время как другая часть души оказывается вечной и порождающей новые и новые личности. Со смертью мы что-то навсегда теряем. Но в то же время сохраняем главное и неотъемлемое от нас.

В-третьих, из предыдущего пункта мы можем сделать вывод, что в жизни равноценными оказываются и следование за сиюминутными велениями сердца, и тщательный труд по росту над собой. Мы приходим в мир не просто, чтобы получить опыт. Часть нашей жизни навсегда останется здесь, рассеявшись после смерти в никуда. И потому наша жизнь здесь и сейчас обретает собственную ценность. Она – не кармический урок, не задание для роста и не проверка на прочность. Она дана нам во всей полноте и в полной свободе наших действий. Хорошая или плохая, но она есть. И она уйдёт. Этот момент полезно осознавать всегда, чтобы не упускать её мгновений и не надеяться ни на какие будущие перерождения. Листья падают в бездну, даже если они очень нужны дереву.

часы

Автор фото: Марина Алексеева

Но в нашей жизни есть место и росту, и тяжёлому труду по шлифовке своей души. То, что мы заложим в глубине себя – останется в ветвях дерева. Опыт и духовная сила не исчезнут в бездне, они сохранятся для будущего. Так обретается понимание, что всему своё место и время. И нет ничего второстепенного.

В-четвёртых, в рамках описанной выше модели не может быть вещей, недостойных лишь на основании их будничности, сиюминутности или слишком явной привязки к «материи». Чем бы мы ни занимались – молитвой, музыкой, насыщением, сексом, игрой – всё имеет своё духовное значение. И потому новый опыт и новые знания могут прийти к нам в самый неожиданный момент. Сознание, приученное искать знаки и ловить ассоциации, способно поймать озарение при просмотре самого глупого из виденных вами фильмов точно так же, как и при чтении серьёзной теологической статьи. А ощущение близости богов может возникнуть как во время молитвы, так и во время футбольного матча. Вопрос не в том, что мы делаем. А скорее в том, как мы делаем. И помнить об этом, безусловно, полезно.

***

Впрочем, не стоит думать, что модель лишена явных недостатков. Нужно всегда помнить то, о чём я писал в самом начале статьи. Любая модель действует лишь в узких рамках задач, для которых она была создана. Стоит выйти за эти границы, как может оказаться, что модель не соответствует не только действительности, но даже и простейшему практическому опыту.

Так дерево над обрывом не объясняет, как именно происходят путешествия в «духовных» мирах, как бы их ни называли: астрал, тонкий мир или как-либо иначе. Взаимодействие разных уровней дерева теоретически остаётся возможным, но в рамках данной модели попросту не описанным. Она не создавалась для этого.

Так же в модели не учитывается, как именно связаны разные духовные ветви. Ветви вещей, людей, богов. На каком именно уровне они сходятся. И насколько уместно рассматривать их как единое целое. Не создаёт ли это для нас потенциальную проблему при взаимодействии. Данный вопрос, вероятно, может быть решён в рамках модели, но я не задавался им. Попросту потому, что не сталкивался с такой необходимостью на практике.

И, конечно, модель исключает само описание взаимодействия разных уровней. Для практического использования эти описания несущественны. Но для искателей истины о мире они необходимы. Я оставил их в стороне по причине указанной в начале статьи: они лежат скорее в области науки, чем теологии. А право входить под своды науки я предпочту оставить серьёзным специалистам, учёным. Чтобы избежать участи тысяч теоретиков, ушедших в своих идеях далеко в сторону псевдонаучных теорий.

Гораздо лучше оставить модель в той сфере, в которой она изначально создавалась. В сфере религии. И тем самым сохранить здравый смысл и не создавать на пустом месте бесполезных конфликтов.

***

Таким образом представленная модель позволяет немного иначе взглянуть на вопросы души, жизни и смерти. В основном за счёт отказа от идеи разделения «материального» и «духовного». Этот отказ даёт нам не только возможность более прозрачного восприятия духовных вопросов и не только возможность упрощения используемых методов, но и позволяет обрести простой и естественный баланс в наших практиках и в нашем отношении к жизни.

Безусловно, модель может показаться кому-то банальной и безынтересной. А кому-то и вовсе ошибочной. Право каждого оценивать и принимать своё собственное решение. Единственной реальной целью для данной статьи было оформить существующую идею, чтобы она обрела жизнь за пределами личных взглядов автора. И, возможно, нашла людей, с чьими мыслями окажется созвучной. И кто сможет использовать её себе во благо.

Будьте благословенны!

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих

Автор фото: Марина Алексеева (другие фотографии в группе https://vk.com/alchemicalimage)

Сноски:

[1] «Моделирование можно рассматривать как замещение исследуемого объекта (оригинала) его условным образом, описанием или другим объектом, именуемым моделью и обеспечивающим близкое к оригиналу поведение в рамках некоторых допущений и приемлемых погрешностей.» См. http://sernam.ru/book_mm.php?id=2

[2] См. http://yourlib.net/content/view/4246/54/

[3] См. http://mrcnn.narod.ru/theory.htm

[4] См. http://filinnik.ru/1-/1-1-.html

[5] Интересующиеся методами научного познания могут обратиться к соответствующим материалам. См. http://gtmarket.ru/concepts/6874

[6] См. http://texts.news/istoriya-filosofii/podhodyi-duhovno-materialnomu-edinstvu-16114.html

[7] Информацию по тёмной материи можно прочесть в соответствующих источниках. См. http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430380/Temnaya_materiya

[8] Для примера. См. http://elzem.ru/statya-vypuska/primety-poverya-narodnaya-magiya-veshhie-sny-zagovory.html

[9] На примере Тибета. См. http://kunpendelek.ru/library/dreamswork/dreamsarticles/awakened-dreams/

[10] З.Фрейд «Толковние сновидений». См. http://www.e-reading.club/bookreader.php/60736/Freiid_-_Tolkovanie_snovideniii.html — К.Юнг «Сны и бессознательное». См. http://www.aquarun.ru/psih/soul/soul3.html

[11] «Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти — как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.» См. http://www.alisavamp.narod.ru/biblio/articles/nikol/nikol3.html

[12] «Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой.

Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.» См. https://geektimes.ru/post/250892/

[13] «Синхронистичность означает одновременное протекание определенного психического состояния с одним или несколькими внешними событиями, которые выглядят смысловыми аналогами моментального субъективного состояния — и, в определенных случаях, наоборот.» См. http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/ung_sinhronichnost.html

[14] См. https://www.skeptik.net/pseudo/torsion1.htm

[15] По современным подходам к гравитации можно посмотреть информацию в соответствующей литературе. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гравитация

[16] Желающие понять о чём идет речь могут обратиться к соответствующей литературе. Просьба учитывать, что фактически данная теория не является научной, несмотря на желание многих людей считать её такой. Пример по ссылке. См. http://alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_tors.html

[17] Примеры можно привести множество. Для ознакомления предлагаю пройти по ссылке. См. http://www.znac.com.ua/p/blog-page_8301.html

[18] Примеры можно привести по множеству религий. Для ознакомления предлагаю пройти по ссылке. См. http://www.ordodeus.ru/Ordo_Deus1_c.html

Источник: wiccanscrolls.ru

Статьи по теме:

Праздник Летнего Солнцестояния (из книги Е. Степановой)... Источник: Праздник Летнего Солнцестояния (из книги Е. Степановой) Интересные эклектичные обряды для празднования Ивана Купалы и Летнего Солнцестояния из книги «Магия годового круга» Е. Степановой.  Пробегают майские дни. Молодая Земля-Мать начинает наливаться плодами. Легкость и беззаботн...
Разбор обряда «Защитный порошок Самхейна» Этот интереснейший рецепт я нашел в книге «Halloween spells» авторства Сильвер Равенвольф. Идея подобного порошка мне крайне понравилась. На мой взгляд, это получается по-настоящему «волшебный ингредиент», которые позволит усилить любые защитные чары. Он может использоваться как катализатор волшебст...
Молитва Богине О Великая Мать, Светом Твоим наполнится моя душа,Мудростью Твоей наполнится моё сознание,Силой Твоей наполнится моё тело,Властью Твоей будут благословлены мои деяния,Любовью Твоей наполнится всё вокруг меня,Слава Тебе, Прекрасная Богиня. (с) Виктор Арадия На илл. — картина «Венера Вертикордия», Дан...
Молитва Венере (Вивиан Кроули) Disa Сентябрь 3, 2016 0 Песнопения, воззвания, молитвы, Практика Venus, Vivianne Crowley, богиня, Венера, Вивиан Кроули, викка, молитва, перевод, практика, практики, религия, язычество Источник: wiccanscrolls.ru...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *