Магические и гностические мотивы в "Гнёздах химер" Макса Фрая

Источник: napoli.livejournal.com
Слушала я в феврале аудиокнигу «Гнёзда Химер» Макса Фрая, которая меня сильно впечатлила, т.к. для меня лично обозначила в творчестве Фрая некий качественный переход. Я её пытаюсь читать строго хронологически, и к концу 2-го десятка книг «Хроник Ехо» её простецкий стиль и постоянное однообразное поглощение еды и камры её персонажем меня сильно утомили. За «Гнёзда Химер» бралась с неохотой, ожидая продолжения старой шарманки. Эта книга хронологически стоит приблизительно где-то на 21-м месте, и хоть там и тот же главный герой, но всё остальное полностью иное, что объясняется тем, что главный герой случайно попадает в параллельный мир и пытается оттуда выбраться своими силами без всякой магии, только путём накопленной положительной камры кармы. Иным оказалось и настроение между строками, и это меня и зацепило.

Несмотря на то, что герой остался тем же простецким парнем-рубахой без особо сложных мыслительных процессов и без особых глубоких переживаний, к которому всё само идёт в руки, как по волшебству, и в книгах о котором не встретишь напряжённого голливудского нагнетания, близости к смерти, страстей, метаний и т.п., я, тем не менее, не могла не слушать эту книгу в контексте шаманского развития.

Немного предыстории. В первых 20 книгах «Хроник» герой-лузер оказывается Избранным и с концами переезжает в Атланти Авалл Гипербор сказочный сад с сотней райских гур мир духо параллельный мир, где находится Ехо, образно показав многозначительный фак нашему «злому миру», сделавшему его лузером. В этом обретённом рае ему сходу дают вид на жительство в Европе огромную квартиру, большую зарплату, работу мечты, любовь, заботу заботу самого крутого гуру, уважение и всеобщее восхищение, не говоря уже о двух огромных котах размером с собаку (мой личный предмет зависти). Он там делает головокружительную карьеру, становится одним из самых богатых и завидных женихов в городе, обзаводится аристократическим титулом, набирает сиддхи не по дням, а по часам, смешно шутит, постоянно оказывается умнее всех, часто путешествует по заграницам, становится почти бессмертным и обретает неограниченный доступ к самой вкусной еде в мире, при этом не толстея.

Вы всё ещё не ненавидите его?

В общем, у него есть всё то, что хотели бы себе все те, кто бросается в эзотерику, шаманизм, магию и т.п. Даже те, кто в этом никогда не признается, и даже те, кто прикрывается красивыми словами про «возвращение к источнику» и «вселенскую любовь». Эти последние просто не разрешают самим себе более конкретно очертить круг того, что доставит им схожее удовольствие без растворения в Мировом Океане. :-)

Короче, всё вышеописанное сильно напоминает шаманские путешествия в мир духов, который для каждого выглядит как набор всего самого желаемого, включая собственноручно поверженных врагов в вечно поверженном состоянии. С определёнными поправками это первые этапы шаманской/магической практики. А то, что Фрай за пределами книгописательства что-то практиковала, я в этом нисколько не сомневаюсь. По сути, написание «Хроник Ехо» для неё явилось журналом её собственных шаманских открытий, изложенных в художественной форме. Если бы я закончила литературный вуз, а не паровозный техникум, вы, может, тоже сейчас читали бы тут что-нибудь высокохудожественное, а не обычный блог.

Так вот «Гнёзда Химер»… У меня сложилось впечатление, что этой книгой Фрай сдавала экзамен какому-нибудь обучавшему её до этого магу, чтобы показать, чему она научилась.

Дело не в художественных достоинствах книги. Их тут традиционно нет. И не в завязке сюжета. Но вот попробуйте одной левой придумать около тысячи не существующих в вашем языке слов, чтобы было по звучанию и по ощущениям от этого звучания приблизительно понятно их значение, и чтобы при этом большинство этих слов витало вокруг ругательной и фекально-анальной тематики (то ли это её любимая тема, то ли над ней учитель так пошутил, когда такое задание дал).

Или попробуйте придумать и описать порядка 360 праздников, тоже вокруг жрательно-фекально-анальной темы.

Попробуйте придумать и описать социальную и энергетическую (!) структуру общества, которая кардинально отличается от существующей, но которая реально могла бы существовать, если бы наша история потекла чуть-чуть в иную сторону эдак лет 30 тысяч назад (плюс с десяток дополнительных метеоритов за миллион лет до этого).

Или попробуйте придумать под сотню богов, чтобы они не повторяли реально существующие конкретные, проявленные, модели «бого-генеза», но следовали бы самому его механизму.

У обычного человека от такого усилия мозги вскипят, а автор названий икеевской мебели преждевременно умрёт от рака, вызванного обильным нервным курением. А Фрай ничего. Она после этого написала ещё в два раза больше книг и со всё бОльшим уклоном в неисправимо магическое видение мира (я правда из более позднего сужу только по «Большой телеге» и Сказкам старого Вильнюса»), а также выпустила ещё дополнительно три десятка книг рассказов разных авторов в качестве составительницы.

Порой в процессе чтения «Гнёзд», хочется провести параллели — вот это прокачанные друиды, а вот это фейри, а вот это тамплиеры, а вот это … Но нет. Эти параллели рассыпаются. Да, проглядывают определённые энергетические потоки, на которых в нашем мире проявились друиды, легенда фейри и средневековые маги, но в «Гнёздах» эти же узнаваемые потоки проявляются в своём собственном «куске мироздания» и с иным значением по шкале проявленности.

Мне кажется, что видеть потоки «между строк» и управлять ими — это важные этапы магического развития. И кстати, обычного интеллектуального развития тоже (хотя многие интеллектуалы всё-таки дискредитировали слово «интеллект» склонностью к излишней религиозно-научной догматичности и ограниченностью существующими хорошо знакомыми и безопасными разделами знаний). В «Гнёздах Химер» Фрай показала, что она их видит на отлично (по моему скромному мнению, но я только-только сама начала их различать, так что весьма смутно представляю себе, что значит делать это на отлично).

К слову, имеется мнение, что в некоторых магических Орденах на каком-то этапе маг должен нарисовать свою рабочую колоду таро. В 2006 году Фрай выступила составителем сборника рассказов «78» по «Таро Тота» (как утверждается в аннотации). Руки пока не дошли этот сборник прочитать, но чем не колода? По сути, это то же видение сути архетипа карты, её потока, и качественная трансформация этого потока в свой личный образ — графический, если речь идёт о традиционной колоде, или текстовый, если речь идёт о филологе Фрай.

И ещё чувство, что в самом названии «Гнёзда химер» зашифрован главный квест любого мага или шамана, несмотря на то, что в самой книге ни разу не показываются ни химеры, ни их гнёзда.

Если кто у Фрая ничего ещё не читал, но вот сейчас захотелось прочитать эту книгу, можно за неё смело браться, не утруждая себя предыдущими 20 книгами «Хроник». Кроме самого Макса в «Гнёзда» не перешло больше ничего сюжетно важного, так что книга самоценна.

Многих может отпугнуть фекально-анальная тема, активно исследуемая автором если не в самом сюжете, то в лингвистике точно. Я с ними соглашусь, но тем не менее, не могу не отметить, что данное явление — неотъемлемая часть нашей жизни и часть семантического поля первой чакры. Возможно, на каком-то этапе у каждого мага настаёт такой момент, когда стихию земли он изучает не по красивым гладким камушкам или огородной земле, где сажает помидоры, а по всем остальным составляющим земной материи, включая отходы нашего тела и даже сами тела на этапе, когда они уже являются отходами.

Ну, и для особых ценителей, в книге явственно прорисованы категории гиликов, психиков и пневматиков, пусть даже и несколько преувеличенно, что является прямой отсылкой к гностицизму, который стоит в фундаменте магического знания.

Статьи по теме:

Оставить ответ